Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В,
судей Степановой Т.Г, Маловой Н.Б.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 27 декабря 2017 г. по иску Концевой Н. А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка и встречному иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия к Концевой Н. А. о признании отсутствующим права собственности на жилой дом.
Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Концевая Н.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она является собственником жилого дома, площадью (... ) кв.м, расположенного по адресу: (... ), на земельном участке с кадастровым номером (... ). Истец ХХ.ХХ.ХХ г. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в собственность без проведения торгов принадлежащего истцу на праве аренды указанного земельного участка площадью (... ) кв.м для целей эксплуатации жилого дома. ХХ.ХХ.ХХ г. истцу было отказано в предоставлении земельного участка по той причине, что жилой дом не является объектом завершенного строительства. Полагая отказ незаконным, истец просила суд обязать Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок заключить с ней договор купли-продажи арендуемого земельного участка, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме (... ) руб.
ХХ.ХХ.ХХ г. определением суда принято к производству встречное исковое заявление Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок к Концевой Н.А. о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, площадью (... ) кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером (... ), по адресу: (... ). В обоснование встречного иска Министерство указывает, что поименованный жилой дом необоснованно зарегистрирован в качестве объекта недвижимости.
Решением суда в удовлетворении иска Концевой Н.А. отказано. Встречный иск удовлетворен, суд признал отсутствующим право собственности Концевой Н.А. на жилой дом, площадью (... ) кв.м, кадастровый номер (... ), расположенный на земельном участке с кадастровым номером (... ), по адресу: (... ); взыскал с Концевой Н.А. в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину в сумме (... ) коп.
С таким решением не согласна Концевая Н.А, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, удовлетворить ее исковые требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также - Министерство) оспаривался статус спорного объекта, а не его принадлежность, указано на несоответствие назначения объекта недвижимости. Согласно заключению судебной строительной экспертизы спорный объект признан садовым домиком, его статус в качестве недвижимого объекта не оспорен. Отмечает, что согласно заключению эксперта выявлен юридический признак объекта недвижимости, а именно прочная связь с землей. Указывает, что в деле не имеется доказательств того, что спорный объект относится к движимому имуществу. Полагает, что истец не вправе обращаться с требованием о признании права отсутствующим на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2017 г. N33-КГ17-3, в связи с чем Министерством выбран ненадлежащим способ защиты права, который не может привести к восстановлению нарушенного права. Указывает на правовую неопределенность, поскольку принятое решение является только основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) сведений о правообладателе, сведения об объекте на основании обжалуемого судебного акта не исключаются. При этом соответствующие требования Министерством не заявлялись и судом не рассматривались. Считает, что оспариваемое решение не приводит к восстановлению нарушенных прав истца, не соответствует принципу стабильности и определенности гражданских правоотношений и не обеспечивает достоверность и непротиворечивость публичных сведений о спорном объекте недвижимости. Относительно отказа в удовлетворении ее исковых требований поясняет, что материалами дела подтверждается, что спорный объект является объектом недвижимости - садовым домом. Полагает, что согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 г. N540 (код. 2.1 Классификатора) на земельном участке с видом разрешенного использования "малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)" разрешалось наряду с возведением жилых домов, возведение садовых и дачных домов. В связи с чем считает, что ей, как собственнику расположенного на земельном участке объекта недвижимости, в соответствии со ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) ответчик обязан предоставить в собственность спорный земельный участок.
От администрации Сортавальского городского поселения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, решение вопроса о законности принятого судебного решения оставлено на усмотрение суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Ильин А.А, действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал относительно доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в том числе Концевая Н.А, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав явившегося представителя Министерства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ХХ.ХХ.ХХ г. между администрацией Сортавальского муниципального района и Концевой Н.А. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером (... ) площадью (... ) кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки, местоположение: (... ). Согласно п.1.1 договора срок действия договора аренды определен с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г.
ХХ.ХХ.ХХ г. администрацией Сортавальского городского поселения было выдано Концевой Н.А. разрешение на строительство NRU 10514101-619 индивидуального жилого дома на земельном участке площадью (... ) кв.м с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ). Срок действия данного разрешения - до ХХ.ХХ.ХХ г.
ХХ.ХХ.ХХ г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право собственности Концевой Н.А. на жилой дом с кадастровым номером (... ), расположенный на указанном арендуемом ею земельном участке, назначение - жилое, площадью (... ) кв.м, количество этажей: (... ).
Из технического паспорта на указанный жилой дом от ХХ.ХХ.ХХ г. следует, что строение на земельном участке является жилым домом, расположено по адресу: (... ), год постройки - (... ), общая площадь жилого дома (... ) кв.м, жилая площадь (... ) кв.м, число этажей - (... ), год ввода в эксплуатацию - (... ).
Согласно сведениям кадастрового паспорта спорное строение является жилым домом, год завершения строительства - (... ), сведения о нем внесены в Государственный кадастр недвижимости ХХ.ХХ.ХХ г. Жилой дом расположен в границах земельного участка с кадастровым номером (... ).
В соответствии с распоряжением администрации Сортавальского городского поселения N от ХХ.ХХ.ХХ г. жилому дому присвоен адрес: (... ).
В силу ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании ст.1 Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. N1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст.3 Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. N1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. N446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Как следует из пп.39 п.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. N390-П, Министерство осуществляет, среди прочих, полномочия по принятию решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.
ХХ.ХХ.ХХ г. Концевая Н.А. обратилась в адрес Комитета с заявлением о предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером (... ) в целях индивидуального жилищного строительства на основании подпункта 6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2017 г. N326-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Письмом за N от ХХ.ХХ.ХХ г. Министерство отказало Концевой Н.А. в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером (... ) по тем основаниям, что спорный объект не является объектом завершенного строительства, а строительство дома осуществлено за границами допустимой зоны застройки определенной градостроительным планом земельного участка.
Из ответа Администрации Сортавальского городского поселения N от ХХ.ХХ.ХХ г. усматривается, что по результатам проверки в рамках муниципального земельного контроля установлено, что строительство жилого дома осуществлено за границами допустимой зоны застройки определенной градостроительным планом земельного участка.
Обращаясь в суд с иском, Концевая Н.А. утверждала, что в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации она имеет право на приобретение находящегося в ее пользовании земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
В соответствии с п.1 ст.39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи. Так, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса (пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ).
Из положений ст.39.20 ЗК РФ следует, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Указанные правовые требования объективно развивают содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее также - ГК РФ) и ЗК РФ нормы, закрепляющие принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.
В силу ст.42 ЗК РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Судом установлено и не оспаривается истцом Концевой Н.А, что спорный земельный участок с кадастровым номером (... ), имеющий разрешенное использование "для индивидуальной жилой застройки" в соответствии с Правилами землепользования и застройки Сортавальского городского поселения, утвержденными решением LVIII Cессии II Созыва Совета Сортавальского городского поселения N от ХХ.ХХ.ХХ г. (далее также - Правила землепользования), расположен в территориальной зоне ПК-2 (Зона коммунально-складских и транспортных объектов), основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в которой являются в том числе: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, водный транспорт, обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, коммунальное обслуживание, объекты обслуживания автотранспорта, объекты придорожного сервиса, склады, энергетика, связь, деловое управление; к условно разрешенным видам использования отнесены: общественное питание, гостиничное обслуживание, приюты для животных, магазины. В данной территориальной зоне не предусмотрено ни индивидуальное жилищное строительство, ни размещение дачных либо садовых домов.
Согласно ст.1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю (ст. 56 ЗК РФ), включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.
Согласно п.6 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п.7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 ГрК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур и иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В силу ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, а также возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Согласно п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно п.4 ст.85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В силу ч.ч. 2, 4 ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон, а также градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков.
Решением N от ХХ.ХХ.ХХ г. LVIII Cессии II Созыва Совета Сортавальского городского поселения были утверждены Правила землепользования и застройки Сортавальского городского поселения.
Действительно, земельный участок с кадастровым номером (... ), имеющий разрешенное использование "для индивидуальной жилой застройки", был предоставлен Концевой Н.А. в аренду в (... ) году до утверждения Правил землепользования.
Однако, на момент утверждения распоряжением Главы Сортавальского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ г. градостроительного плана указанного земельного участка и выдачи Концевой Н.А. разрешения на строительство жилого дома от ХХ.ХХ.ХХ г, а также на момент возведения в (... ) году Концевой Н.А. здания на обозначенном земельном участке Правила землепользования уже были приняты на территории Сортавальского городского поселения и подлежали применению, что свидетельствует о неправомерности всех обозначенных действий.
В силу п.4 ст.85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Аналогичным образом в соответствии с ч.8 ст.36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ч.9 ст.36 ГрК РФ).
Таким образом, при осуществлении строительства и использовании в этих целях земельного участка на территории г.Сортавала необходимо было руководствоваться содержанием Правил землепользования данного поселения, позволяющих определить вид разрешенного использования земельных участков в той или иной территориальной зоне. При этом возведение нового объекта капитального строительства жилого назначения на земельном участке, расположенном в территориальной зоне, градостроительный регламент для которой в соответствии с Правилами землепользования не предусматривает возможности возведения жилых строений, в силу прямого указания закона недопустимо.
С учетом изложенного Концевой Н.А. неправомерно в (... ) году было возведено жилое строение на арендуемом земельном участке, расположенном в территориальной зоне ПК-2 (Зона коммунально-складских и транспортных объектов), градостроительный регламент для которой не предусматривает возможности возведения жилых строений.
Согласно п.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ч.5 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из п.52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"" (далее - Постановление N10/22) в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
На основании изложенного, а также учитывая правовой смысл, придаваемый законодателем положениям пп.6 п.2 ст.39.3 и ст.39.20 ЗК РФ, необходимо заключить, что исключительным правом на приобретение в собственность без торгов земельного участка обладают собственники возведенного на нем здания, сооружения, не обладающих признаками самовольных построек.
Так, согласно положениям п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таковые приведенные выше нарушения градостроительных норм и правил допущены Концевой Н.А. при возведении жилого строения на арендуемом ею земельном участке.
В соответствии с п.2 ст.222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно были удовлетворены встречные исковые требования Министерства о признании отсутствующим права собственности Концевой Н.А. на жилой дом, площадью (... ) кв.м, имеющий кадастровый номер (... ), расположенный на земельном участке с кадастровым номером (... ), имея в виду, что у Концевой Н.А. не могло возникнуть право собственности на данный объект, являющийся самовольной постройкой.
Судом первой инстанции при разрешении дела по существу также правомерно принято во внимание заключение судебной строительно-технической экспертизы от ХХ.ХХ.ХХ г, проведенной по делу на основании определения суда индивидуальным предпринимателем ПАЛ, согласно которому поименованный выше жилой дом в качестве объекта индивидуального жилищного строительства не построен; в обследуемом объекта (доме) критерии капитальности не состоятельны: прочная связь строений с грунтом отсутствует; отсутствует заглубленный в грунт фундамент, отсутствуют инженерные коммуникации, при перемещении данного строения на иное место, строению несоразмерный ущерб по затратам на их восстановление не наносится; в действительности строение является садовым домом, который не является завершенным строительством объектом недвижимости; исследуемый дом не соответствует требованиям пожарного, санитарного, экологического, градостроительного законодательства, строительным нормам и правилам и иным, предъявляемым требованиям к строительству жилых домов.
Изложенные выводы эксперта, положенные в основу выводов суда первой инстанции о наличии оснований для признания отсутствующим права собственности Концевой Н.А. на жилой дом, также свидетельствуют о правомерности удовлетворения судом встречного иска Министерства. Подвергнув анализу приведенное законодательство и оценив представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что возведенный на указанном выше земельном участке объект не может быть отнесен к жилым помещениям, сведения, содержащиеся в ЕГРН, являются недостоверными и в части назначения данного объекта.
Имея в виду, что право собственности Концевой Н.А. на самовольную постройку не возникло и подлежит признанию отсутствующим, данное лицо не обладает правом на предоставление ей в собственность без торгов арендуемого земельного участка в порядке, предусмотренном положениями пп.6 п.2 ст.39.3 и ст.39.20 ЗК РФ.
На основании совокупности изложенных обстоятельств судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Концевой Н.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка и удовлетворении встречного иска Министерства к Концевой Н.А. о признании отсутствующим права собственности на жилой дом.
Доводы жалобы истца Концевой Н.А. о недоказанности Министерством факта нарушения его прав не могут быть приняты во внимание, поскольку факт регистрации права собственности ответчика на жилой дом ограничивает возможность реализации собственником земельного участка имеющихся у него правомочий, накладывает на собственника соответствующего земельного участка, на котором он находится, определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для данного имущества, в т.ч. по предоставлению под таким объектом земельного участка в соответствии с положениями п.1 ст.39.20 ЗК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию истца, выраженную в исковом заявлении и в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда по существу является законным и обоснованным. Оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 27 декабря 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Концевой Н. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Деперсонификацию выполнила помощник судьи
___________________ (Табота Ю.Д.), ____ марта 2018 г.
"Согласовано" судья Верховного Суда РК
____________________ (Степанова Т.Г.),_____ марта 2018 г.
"Разместить на сайте" председательствующий судья Верховного Суда РК
____________________ ( ), ____ марта 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.