Председатель Верховного Суда Республики Карелия Наквас А.В., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности начальника казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" (далее - КУ РК "Управтодор РК", Учреждение) ( ... ), поступившую в Верховный Суд Республики Карелия 27 декабря 2017 года, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Беломорского района Республики Карелия от 16 ноября 2017 года и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 14 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении КУ РК "Управтодор РК",
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Беломорского района Республики Карелия от 16 ноября 2017 года КУ РК "Управтодор РК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 14 декабря 2017 года постановление мирового судьи судебного участка Беломорского района Республики Карелия от
16 ноября 2017 года оставлено без изменения, жалоба КУ РК "Управтодор РК" - без удовлетворения.
Заявитель жалобы выражает несогласие с вынесенными судебными постановлениями, считает, что настоящее дело рассмотрено с нарушением правил территориальной подсудности, поскольку в связи с вменением совершения правонарушения в форме бездействия (неисполнение установленной правовым актом обязанности), местом совершения правонарушения следовало считать место нахождения юридического лица в г. Петрозаводске, а не место, где должны были быть совершены действия.
Кроме того, по мнению заявителя, КУ РК "Управтодор РК" не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку для надлежащего исполнения обязанностей, указанных в Уставе юридического лица, Учреждением (Заказчик) был заключен государственный контракт с
ООО "Ремстройкомплект" (Подрядчик), согласно которому подрядчик обязался выполнить комплекс работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений в районах Республики Карелия.
Полагает, что имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, которые в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ должны толковаться в его пользу.
На основании изложенного заявитель просит обжалуемые судебные постановления отменить, производство по делу - прекратить.
Проверив дело, изучив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу судебные постановления законными и обоснованными, оснований для их пересмотра не имеется.
Частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ
"О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Подпунктом "а" пункта 13.2 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827 (далее - Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог") предусмотрено, что автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
В соответствии с п.п. "в" п. 13.2 ст. 3 Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ровность дорожного покрытия должна обеспечивать безопасные условия движения с установленной для данного класса и категории автомобильной дороги скоростью движения.
Основанием для привлечения КУ РК "Управтодор РК" к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 17 октября 2017 года в 17 час. 00 мин. должностным лицом
ОГИБДД ОМВД России по Беломорскому району на участках автомобильной дороги "Подъезд к
п. Летнереченский" Беломорского района Республики Карелия было установлено нарушение Учреждением п.п. "а" и "в" п. 13.2 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и
п. 8.5 Свода Правил 34.13330.2012 "Автомобильные дороги". Так, согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 17 октября 2017 года должностным лицом было выявлено, в том числе, наличие неровностей в покрытии дорожной части (просветов), значения глубин которых составили: на участке 1 км + 005 м - 9,5 см и 9 см, на участке
1 км + 250 м - 12,8 см и 7,5 см, на участке 2 км + 900 м - 8,5 см, на участке 3 км + 900 м - 12 см и 10 см, на участке 6 км + 950 м - 8 см, 8,5 см, 9,5 см, на участке 8 км + 500 м - 9,5 см, 7,5 см, на участке 10 км +
300 м - 10 см, 9,5 см, 11,5 см. Тем самым КУ РК "Управтодор РК" не были соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании указанных участков автомобильной дороги.
Согласно уставу КУ РК "Управтодор РК" создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Карелия и искусственных сооружений на них. Целями деятельности являются, в том числе, обеспечение сохранности и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20 марта
2008 года N 176-р автомобильная дорога "Подъезд к п. Летнереченский" Беломорского района Республики Карелия закреплена на праве оперативного управления за КУ РК "Управтодор РК".
Вина КУ РК "Управтодор РК" в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1
ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждена протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, уставом КУ РК "Управтодор РК", иными материалами дела.
Таким образом, в действиях КУ РК "Управтодор РК" обоснованно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей назначено в пределах санкции
ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ с учетом применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Довод жалобы заявителя о том, что ответственным за содержание автомобильных дорог является подрядная организация - ООО "Ремстройкомплект", несостоятелен, был предметом исследования при рассмотрении дела как мировым судьей, так и судьей районного суда и обоснованно отклонен по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Кроме того, в случае ненадлежащего выполнения условий заключенного между ООО "Ремстройкомплект" и Учреждением государственного контракта, КУ РК "Управтодор РК" не лишено права на обращение в суд о взыскании причиненных убытков в установленном законом порядке.
Ссылка в жалобе заявителя на иную судебную практику не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами. В рассматриваемом случае судьи оценили представленные доказательства и сделали вывод о надлежащем субъекте правонарушения.
Довод заявителя о том, что настоящее дело рассмотрено с нарушением правил территориальной подсудности, поскольку в связи с вменением совершения правонарушения в форме бездействия (неисполнение установленной правовым актом обязанности) местом совершения правонарушения следовало считать место нахождения юридического лица в г. Петрозаводске, а не место, где должны были быть совершены действия, несостоятелен, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
При определении подсудности рассмотрения дела необходимо учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
В части первой этой статьи КоАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Пунктами 2.1, 2.2 устава КУ РК "Управтодор РК" предусмотрено, что казенное учреждение создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения. Целями деятельности данного учреждения являются, в том числе, обеспечение сохранности и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, объективная сторона вмененного правонарушения выражается не в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, а в виде неисполнения содержащихся в уставе юридического лица целей и задач, а именно обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и осуществление дорожной деятельности в отношении этих автомобильных дорог (п.п. 2.1-2.2).
Довод жалобы о наличии неустранимых сомнений в виновности КУ РК "Управтодор РК", является безосновательным, поскольку его вина в совершении вмененного правонарушения подтверждена совокупностью исследованных в судебных заседаниях доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Каких-либо иных доводов, исключающих наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого правонарушения, жалоба не содержит.
Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, в ходе производства по данному делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ, Председатель Верховного Суда Республики Карелия
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Беломорского района Республики Карелия от 16 ноября 2017 года и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от
14 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу исполняющего обязанности начальника казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" (... ) - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Республики Карелия А.В. Наквас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.