Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
председательствующего судьи Куликовой М.А.
судей Антонова Д.А, Воронина С.Н,
при секретаре Олиярник Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Нефтеюганска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска о возложении обязанности по приведению пешеходных переходов улично-дорожной сети города Нефтеюганска в соответствие с нормативными требованиями в области безопасности дорожного движения
по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от 11 декабря 2017 года, которым постановлено:
"Иск Нефтеюганского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию города Нефтеюганска и Департамент жилищно-коммунального хозяйства в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
1. Привести автомобильные дороги по улицам Ленина, Жилая, Владимира Петухова, Молодежная, Объездная, Гагарина, Парковая, Набережная, Усть-Балыкская, Строителей, Нефтяников, Сургутская г.Нефтеюганска в соответствие с проектом организации дорожного движения и обустройства в части установки над проезжей частью дорожных знаков 5.19.1 ("Пешеходный переход") на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета;
2. Обустроить тротуарами остановочный комплекс "ЖЭУ N5", обеспечив подход к нерегулируемому пешеходному переходу, расположенному на ПК 0+189 ул. Парковая г. Нефтеюганска;
3. Установить искусственные дорожные неровности на ПК 0+189 ул. Парковая г. Нефтеюганска и дорожные знаки 3.24 по ограничению скорости движения до 30км\ч.;
4. Установить светофорный объект по типу Т-7 на ПКО+447, проезда от ул. Парковая до МБОУ "СОШ N7";
5. Установить пешеходные ограждения по 50 м. в каждую сторону от нерегулируемых пешеходных переходов на ПК 0+143 по ул. Усть-Балыкская в районе МБОУ "СОШN4", на ПК 0+723 по ул. Гагарина в районе МБОУ "СОШ N5" и на ПК 0+447 проезда от ул. Парковая до МБОУ "СОШ N7".
Заслушав доклад судьи Куликовой М.А, объяснения прокурора Соколовой В.А, судебная коллегия
установила:
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился с вышеуказанным иском в суд, в котором с учетом уточнения требований просил суд обязать ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
1. Привести автомобильные дороги по улицам Ленина, Жилая, Владимира Петухова, Молодежная, Объездная, Гагарина, Парковая, Набережная, Усть-Балыкская, Строителей, Нефтяников, Сургутская г. Нефтеюганска в соответствие с проектом организации дорожного движения и обустройства в части установки над проезжей частью дорожных знаков 5.19.1 ("Пешеходный переход") на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета;
2. Обустроить тротуарами остановочный комплекс "ЖЭУ N5", обеспечив подход к нерегулируемому пешеходному переходу, расположенному на ПК 0+189 ул. Парковая г. Нефтеюганска;
3. Установить искусственные дорожные неровности на ПК 0+189 ул. Парковая г. Нефтеюганска и дорожные знаки 3.24 по ограничению скорости движения до 30км\ч.;
4. Установить светофорный объект по типу Т-7 на ПКО+447, проезда от ул. Парковая до МБОУ "СОШ N7";
5. Установить пешеходные ограждения по 50 м. в каждую сторону от нерегулируемых пешеходных переходов на ПК 0+143 по ул. Усть-Балыкская в районе МБОУ "СОШN4", на ПК 0+723 по ул. Гагарина в районе МБОУ "СОШ N5" и на ПК 0+447 проезда от ул. Парковая до МБОУ "СОШ N7".
Свои требования мотивирует тем, что по результатам проверок исполнения федерального законодательства по обращениям ОГИБДД ОМВД России по г. Нефтеюганску в деятельности Администрации г. Нефтеюганска выявлены нарушения в организации дорожной деятельности, создающие угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Так, в результате осуществления ОГИБДД ОМВД России по г. Нефтеюганску дорожного надзора установлено, что в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденного Администрацией г. Нефтеюганска и согласованного с ОГИБДД ОМВД России по г. Нефтеюганску в 2015 году на вышеуказанных участках автомобильных дорог города должны быть установлены дорожные знаки "5.19.1" на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета над проезжей частью, которые в срок до 28.06.16 установлены не были, в связи с чем, 29.06.16 Администрации г. Нефтеюганска выдано предписание о необходимости установки дорожных знаков в срок до 21.07.16. В связи с неисполнением предписания к Администрации приняты меры административного воздействия, а также 22.07.16 выдано повторное предписание со сроками исполнения относительно ул. Ленина - до 01.09.16, по остальным участкам дорог до 01.12.16. По ходатайству органа местного самоуправления в ОГИБДД ОМВД России по г. Нефтеюганску срок исполнения предписания продлен до 01.09.17. Однако в указанные сроки повторное предписание исполнено не было, в связи с чем, приняты меры по привлечению Администрации г. Нефтеюганска к административной ответственности за неисполнение предписания. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что действий по устранению нарушений правил применения технических средств организации дорожного движения Администрацией г. Нефтеюганска не принято. В 2017 году финансирование в рамках муниципальных программ на данные мероприятия не выделялось, документов, подтверждающих планирование работ по устранению нарушений на 2018 год, не представлено. Кроме того, проведенными прокуратурой проверочными мероприятиями установлено, что Администрацией г. Нефтеюганска в рамках осуществления дорожной деятельности не обеспечено соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения в районе остановочного комплекса "ЖЭУ N5" по ул. Парковой г. Нефтеюганска, где согласно материалам, представленным 28.03.16 произошло дорожно-транспортное происшествие, был совершен наезд на пешехода. В результате обследования данного участка дороги установлено, что в нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТа Р 52766-2007 "Национальный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройств. Общие требования", остановочный комплекс не оснащен тротуарами, в связи с чем, 28.03.16 ОГИБДД ОМВД России по г. Нефтеюганску в адрес Администрации г. Нефтеюганска внесено представление об оснащении остановочного комплекса тротуарами. Представление не исполнено. В связи с повторным дорожно-транспортным происшествием, произошедшим 14.06.16 с участием пешехода, получившего повреждения в результате наезда в районе пешеходного перехода, участок автомобильной дороги по ул. Парковая в районе остановочного комплекса "ЖЭУ N5" отнесен к категории аварийно-опасного участка, в связи с чем, подъезд к нерегулируемому пешеходному переходу требует установки искусственных дорожных неровностей на ПК 0+189 ул. Парковая и введение ограничения скорости до 30 км/ч. 05.06.17 ОГИБДД ОМВД России по г. Нефтеюганску директору Департамента ЖКХ Администрации г. Нефтеюганска внесено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности с требованием обустроить тротуарами остановочный комплекс "ЖЭУ N5", обеспечив подход к нерегулируемому пешеходному переходу, расположенному на ПК 0+189 ул. Парковая г. Нефтеюганска, обустроить пешеходный переход искусственными неровностями и ввести при подъезде к нему ограничение скорости 30 км/ч, внести соответствующие изменения в проект организации дорожного движения. 05.07.17 в результате проверки исполнения представления установлено, что нарушения не устранены, приняты меры по привлечению Департамента ЖКХ к административной ответственности и 20.07.17 выдано повторное представление. В рамках проведенной прокуратурой проверки установлено, что мероприятия по устранению нарушений не запланированы, соответствующее финансирование работ не предусмотрено, при этом, отсутствие бюджетных средств на реализацию мероприятий не является обстоятельством, освобождающим от обязанности приведения улично-дорожной сети в соответствие с национальными стандартами. Кроме того, в результате проверки по обращению ОГИБДД ОМВД России по г. Нефтеюганску, поступившему 26.09.17, выявлены дополнительные нарушения при организации пешеходных переходов в районе образовательных учреждений. В нарушение п. 7.2.18 ГОСТ52289-2004 на пешеходном переходе в районе МБОУ "СОШ N7" отсутствует светофорный объект по типу Т-7, в нарушение п. 8.1.27 ГОСТ52289-2004 отсутствуют пешеходные ограждения по 50 метров в каждую сторону от нерегулируемых пешеходных переходов в районе МБОУ "СОШ N4", МБОУ "СОШ N5", МБОУ "СОШ N7". По указанным нарушениям ГИБДД меры реагирования принимались с 2016 года, но до настоящего времени нарушения не устранены. Несоблюдение вышеуказанных требований закона нарушает права неопределенного круга лиц граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе создает угрозу детского травматизма.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель процессуального истца заявленные требования поддержала.
Представитель ответчиков, не оспаривая необходимость устранения нарушений в организации дорожного движения на спорных участках, суду пояснила, что в установленные сроки исполнить предписания они не имели возможности по причине отсутствия в бюджете свободных денежных средств.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель третьего лица - ОГИБДД ОМВД России по г. Нефтеюганску просил требования прокурора удовлетворить.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с таким решением, Администрацией г. Нефтеюганска подана жалоба, в которой представитель просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что в отношении пешеходных переходов: ул. Усть-Балыкская - напротив СОШ N4, ул. Гагарина - напротив СОШ N5 и подъезд к школе N7 составлен дефектный акт и сметный расчет на установление пешеходных ограждений, мероприятия по данным видам работ будут осуществляться в рамках муниципальной программы в период 2014-2020 годов. В связи с поступившим в адрес Департамента ЖКХ представлением начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Нефтеюганску по обустройству тротуарами остановочного комплекса "ЖЭУ-5" и установке на данном участке автодороги искусственных дорожных неровностей, дорожных знаков ограничения скорости 30 км/ч, сотрудниками отдела по транспорту и автодорогам Департамента ЖКХ проведено обследование данного участка автодороги, по результатам которого составлен дефектный акт и сметный расчет. В адрес Департамента Финансов направлено письмо о необходимости дополнительного финансирования. Указывает, что в настоящее время отсутствует финансирование на выполнение данных мероприятий. Полагает, что требования Нефтеюганского межрайонного прокурора не подлежат удовлетворению.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник межрайонного прокурора Дудник Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Нефтеюганска - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Соколова В.А. просила оставить решение суда без изменения, как соответствующее нормам материального и процессуального права.
Ответчики, третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, автомобильные дороги по улицам Ленина, Жилая, Владимира Петухова, Молодежная, Объездная, Гагарина, Парковая, Набережная, Усть-Балыкская, Строителей, Нефтяников, Сургутская г. Нефтеюганска не имеют установленных над проезжей частью дорожных знаков 5.19.1 ("Пешеходный переход") на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета;
Остановочный комплекс "ЖЭУ N5" не обустроен тротуаром с подходом к нерегулируемому пешеходному переходу;
По ул. Парковая г.Нефтеюганска не установлены искусственные дорожные неровности и дорожные знаки 3.24 по ограничению скорости движения до 30км\ч.;
Не установлен светофорный объект проезда от ул. Парковая до МБОУ "СОШ N7";
Не установлены пешеходные ограждения по 50 м. в каждую сторону от нерегулируемых пешеходных переходов на ПК 0+143 по ул. Усть-Балыкская в районе МБОУ "СОШN4", на ПК 0+723 по ул. Гагарина в районе МБОУ "СОШ N5" и на ПК 0+447 проезда от ул. Парковая до МБОУ "СОШ N7".
Наличие указанных недостатков и нарушений в ходе производства по делу ответчиками не оспаривалось, доказательств их устранения в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду представлено не было.
Материалами дела подтверждено, что в адрес ответчиков неоднократно выносились предписания о необходимости устранения нарушений в области безопасности дорожного движения, а к Администрации г. Нефтеюганска применялись меры административного воздействия.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, в полном соответствии с нормами законов, регулирующих правоотношения в данной области (ст. ст. 1 - 3, 6, 12 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении спорных участков дорог, тротуара и остановочного комплекса является прямой обязанностью ответчиков.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанности по устранению допущенных нарушений в определенные сроки.
Эти выводы в апелляционной жалобе по существу не оспариваются. Апеллятор указывает, что ответчиками предпринимаются определенные действия по устранению нарушений. Однако поскольку суду не представлены доказательства полного устранения нарушений, то, следовательно, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска.
Доводы ответчика о недостаточности бюджетных средств для устранения выявленных нарушений законодательства в области дорожного движения не являются основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку закон не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не освобождает ответчиков от исполнения установленных законом обязанностей.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, учитывая положения ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлен разумный срок, в течение которого решение суда по иску прокурора должно быть исполнено, - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, доводы жалобы правильность выводов суда по существу спора не опровергают. Безусловных оснований к отмене решения суда по материалам дела также не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нефтеюганского районного суда от 11 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Куликова М.А.
судьи Антонов Д.А.
Воронин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.