Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А. Е,
судей: Начарова Д. В, Степановой М. Г,
при секретаре Калининой Д. О,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Домбровской В.М. к администрации города Нягани, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Нягани о признании незаконным распоряжения и постановления администрации города Нягани,
по апелляционной жалобе Домбровской В. М. на решение Няганского городского суда от 1 декабря 2017 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Начарова Д. В, объяснения представителя администрации города Нягани Самарина Д. В, объяснения представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ г. Нягани) Бурдиной О. Н, возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Домбровская В. М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Нягани, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Нягани (новое название Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ г. Нягани), в котором просила признать незаконным распоряжение администрации города Нягани от 13 октября 2017 года N 297-р "Об отказе в перечислении субсидий", постановления администрации города Нягани от 13 октября 2017 года N 3194 "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
В обоснование требований указала, что ее сын Домбровский А. П. - (дата) года рождения, проходил военную службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации с (дата) по (дата).
В период с (дата) по (дата) он принимал участие в боевых действиях на территории Северного-Кавказского региона в составе войсковой части 6780, в связи с чем ему выдано удостоверение "Участник боевых действий".
На Домбровского А. П. распространяются льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
(дата) Домбровский А. П. погиб в автомобильной катастрофе. Жилое помещение по договору социального найма он не получал. На основании закона "О ветеранах" ей выдано удостоверение от 27 октября 2016 года.
В июле 2017 года она обратилась в администрацию города Нягани с просьбой предоставить ей субсидию для приобретения жилого помещения.
Гарантийным письмом от 22 июня 2017 года Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нягани выдано гарантийное письмо о выделении денежных средств, для приобретения жилого помещения в размере 762 714 рублей, срок действия гарантийного письма до 19 сентября 2017 года.
31 августа 2017 года между ней и Горащенко О. В. был заключен договор купли-продажи квартиры (адрес), стоимостью 900 000 рублей.
13 октября 2017 года были приняты оспариваемые решения, которые считает незаконными нарушающими ее права на жилище.
В собственности никакого жилья не имеет, в связи с чем считает, что имеются все законные основания для получения субсидии для приобретения жилого помещения.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала.
Представитель административного истца Касымов С. Х. требования поддержал и пояснил, что в соответствии с законом "О ветеранах", после смерти сына, истец была поставлена на учет для получения жилого помещения по договору социального найма вместо погибшего сына.
Представитель административного ответчика администрации города Нягани Яблоков В. В. исковые требования не признал. Пояснил, что Домбровская В. М. снята с учета в связи с тем, что у нее не было нуждаемости. Член семьи Домбровской В. М. обеспечен жилым помещением. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.9 Порядка, в предоставлении субсидии отказывается в случае, когда не подтверждена нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нягани Гребнева Н. В. исковые требования не признала, позицию представителя администрации города Нягани поддерживает.
Оспариваемым решением в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Домбровская В. М. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указала, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Поскольку она в настоящее время жилья не имеет, жилплощадью не обеспечена, что подтверждается представленными ею доказательствами.
Кроме того, судом были допущены нарушения норм процессуального права выразившееся в отсутствии в решении суда оценки доказательств, которые были исследованы в судебном заседании. Суд не указал, по каким мотивам он отверг одни доказательства, по каким основаниям отдал предпочтение доказательствам, представленным административными ответчиками. При этом им не было разрешено заявленное ходатайство о допросе свидетелей.
В возражениях на жалобу представитель административного ответчика администрации города Нягань Яблоков В. В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Считает решение суда законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами материального и процессуального права. Обстоятельства дела судом установлены в полном объеме, в соответствии с имеющимися в деле доказательствами.
Указывает, что на допросе свидетелей, истец не настаивала, на вторичное судебное заседание их явку не обеспечила.
В возражениях на жалобу представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Нягани (ранее ДИЗО администрации г. Нягани) указывает на законность и обоснованность решения суда, отказ в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей.
Материалами дела подтверждается получение (адрес) на состав семьи членом которой является административный истец, ее право пользование данным помещением и отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Свидетели административного истца, могли лишь подтвердить факт пользования Домбровской В. М. дачным участком и получение денежных средств в долг, что подтверждается письменными доказательствами содержащимся в материалах дела. Остальное им известно лишь со слов административного истца.
Административный истец и его представитель надлежащим образом извещенные в суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства с уважительными причинами своей неявки не представили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав явившихся представителей административных ответчиков, проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного решения в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Домбровский А. П, (дата) года рождения, проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации с (дата) по (дата).
В период с (дата) по (дата) он принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона в составе войсковой части 6780.
2 февраля 2001 года ему выдано удостоверение "Участник боевых действий".
На Домбровского А. П. распространялись льготы, предусмотренные в пункт 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
6 сентября 2001 года Домбровский А. П. обратился к Главе муниципального образования г. Нягани с заявлением о постановке в льготную очередь на улучшение жилищных условий при администрации города Нягани.
К заявлению были приложены: справка ЖЭУ о составе семьи, в состав входили отец Домбровский П. А и мать Домбровская В. М, а также его жена Домбровская Е. И.; ксерокопия документа, подтверждающего льготу; справка с места работы; справка с БТИ о существующих и прекращенных правах на жилое помещение; справка с регистрационной палаты.
18 декабря 2001 года Домбровский А. П. был поставлен на учет в льготную очередь.
1 февраля 2016 года Домбровский А. П. погиб в автомобильной катастрофе. Жилое помещение по договору социального найма не получил.
27 октября 2016 года в соответствии с законом "О ветеранах" административному истцу выдано удостоверение от 27 октября 2016 года, как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, на основании которого она имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
На основании заявления от 27 октября 2016 года в связи со смертью сына очередность переоформлена на административного истца.
В июле 2017 года Домбровская В. М. обратилась с заявлением в администрацию г. Нягани о предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения.
22 июня 2017 года Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нягани выдано гарантийное письмо о выделении денежных средств для приобретения жилого помещения в размере 762 714 рублей.
31 октября 2017 года между административным истцом и Горащенко О. В. заключен договор купли-продажи квартиры стоимостью 900 000 рублей.
13 октября 2017 года администрацией г. Нягани распоряжением N 297-р отказано административному истцу в предоставлении субсидии на основании пункта 3.9, пункта 3 Положения, в связи с неподтверждением нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства имеющие существенное значение для дела, обоснованно указал на утрату оснований для предоставления жилого помещения и отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий Домбровской В. М.
Разрешая поданное административное исковое заявление, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку доводам сторон, оценив в совокупности представленные доказательства, принимая во внимание требования норм действующего законодательства, в том числе требования норм Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах", Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса РСФСР, Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилого помещения в собственность, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2006 года N 237-п, пришел к законному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с пунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 10 Закона установлено, что указанные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации
Вместе с тем пунктами 2, 3, 11.1 статьи 23.2 Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем указанных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 04 февраля 2014 N 236-О, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 6 Вводного закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно пункту 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2006 года N 327-п Утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность.
Согласно пункту 28 указанного Положения граждане исключаются из Единого списка, федерального реестра ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, в случаях: 1) получения гражданином субсидии по настоящему Положению; 2) принятия решения о снятии гражданина с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) истечения срока действия документа, подтверждающего отнесение гражданина к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки; 4) смерти гражданина либо вступления в силу решения об объявлении гражданина умершим или вступления в силу решения о признании его безвестно отсутствующим.
В соответствии с пунктом 3.9 Положения в предоставлении субсидии отказывается в случаях, когда: 3) не подтверждена нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что брак между Домбровским П. А. и административным истцом Домбровской В. М. расторгнут 15 апреля 1986 года.
В 2001 году Домбровский П. А. на состав семьи с учетом Домбровской В. М. и сына Домбровского А. П. получил, по договору социального найма, (адрес), в (адрес), которая им приватизирована на основании договора передачи (приватизации) жилого помещения в собственность от 5 февраля 2002 года. Домбровская В. М. от участия в приватизации оказалась в пользу остальных членов семьи.
19 июля 2008 года между Домбровским П. А. и Домбровской В. М. заключен брак, который на момент рассмотрения дела не расторгнут.
16 декабря 2016 года Домбровская В. М. снята с регистрационного учета по адресу: (адрес).
Таким образом, принимая во внимание изложенное, поскольку Домбровская В. М. находясь в браке с Домбровским П. А, является членом семьи собственника жилого помещения, (адрес), общей площадью 55 кв.м, расположенной в (адрес) и имеет обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не ниже уровня, установленного решением Думы города Нягани от 28 января 2011 года N 138 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма", которая составляет 9 кв.м, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что она утратила основание, которое ранее давало право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем обосновано ей отказано в предоставлении субсидии, снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что членом семьи Домбровского П. А. не является, не могут быть приняты во внимание, опровергаются материалами дела, заключенным браком, а также такими обстоятельствами как получение и приватизация квартиры, которая получена на состав семьи, в том числе сына Домбровского П. А. - Домбровского А. П, а также административного истца, которая, несмотря на то, что от участия в приватизации отказалась, имеет право пользования данной квартирой. Доказательств утраты права пользования квартирой в материалах дела не содержится.
Наличие договора займа и договора аренды дачного участка не опровергают выводов суда, при том, что в соответствии со статьей 31 Семейного кодекса Российской Федерации, каждый из супругов свободен в выборе места пребывания и жительства.
Неразрешенное ходатайство о допросе заявленных свидетелей не повлияло на решение суда, не является основанием для отмены или изменения решения суда.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Няганского городского суда от 1 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Домбровской В. М. - без удовлетворения.
Председательствующий Волков А. Е.
Судьи: Начаров Д. В.
Степанова М. Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.