Дата вступления в законную силу - 6 марта 2018 г.
председательствующего судьи Бажа И.М., при секретаре Абдуллиной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муслимова З.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре, Правительству ХМАО-Югры об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Муслимова З.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, указывая, что она является арендатором:
1. земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью: "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование: для строительства объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания (автомойка с помещением автосервиса), расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес)
2. земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью: "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование: для строительства объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания (автомойка с помещением автосервиса), расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес)
3. земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью: "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование: земли под реконструкцию объекта торговли, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес);
4. земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью: "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование: под реконструкцию объекта торговли, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес)
Согласно выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость указанных земельных участков определена по состоянию на 01.09.2014 года и составляет: земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 105 617,7 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 728 625,51 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 140 694,4 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 548 747,16 рублей.
Согласно отчетам об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена в размере 37 842,60 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - в размере 261 113,94 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - в размере 50 456,80 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - в размере 196 781,52 рублей.
Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков нарушает, по мнению административного истца, его права арендатора при начислении арендной платы.
Представители административного истца, ответчиков, заинтересованных лиц о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, о причинах неявки не сообщили, явка указанных лиц не является обязательной и не признана таковой судом.
Управлением Росреестра по ХМАО-Югре представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит суд рассмотреть дело без участия его представителя и принять решение по своему усмотрению. Остальные лица, участвующие в деле, возражений не представили.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Муслимова З.А. является арендатором:
1. земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью: "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование: для строительства объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания (автомойка с помещением автосервиса), расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), на основании договора аренды земельного участка (номер) от (дата);
2. земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью: "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование: для строительства объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания (автомойка с помещением автосервиса), расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), на основании договора аренды земельного участка (номер) от (дата);
3. земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью: "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование: земли под реконструкцию объекта торговли, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес) на основании договора аренды земельного участка (номер) от (дата);
4. земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью: "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование: под реконструкцию объекта торговли, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), на основании договора аренды земельного участка (номер) от (дата).
Как следует из приложений к указанным договорам аренды расчет арендной платы производится с учетом кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно выпискам из ЕГРН от 29.11.2017 г. кадастровая стоимость указанных земельных участков определена по состоянию на 01.09.2014 года и составляет: земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 105 617,7 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 728 625,51 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 140 694,4 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 548 747,16 рублей.
Спорные объекты недвижимости вошли в перечень объектов государственной кадастровой оценки, утвержденный Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.08.2015 года N 249-п.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст.8, 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в единый государственной реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из того, что административный истец является арендатором указанных земельных участков и плательщиком арендных платежей, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков влияют на его права и обязанности и последний вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать в суде те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В обоснование заявленного требования административный истец представил в суд отчеты об оценке объекта оценки от 15.12.2017г, подготовленные оценщиком ООО "ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ "ЦЕРТА".
Согласно отчету (номер) итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 01.09.2014 года составляет 37 842,60 рублей.
Согласно отчету (номер) итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 01.09.2014 года составляет 261 113,94 рублей.
Согласно отчету (номер) итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 01.09.2014 года составляет 50 456,80 рублей.
Согласно отчету (номер) итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 01.09.2014 года составляет 196 781,52 рублей.
Согласно положениям ст. 24.15 и ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу ст. 59, ч. 8 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, а также заключение эксперта, которые не являются обязательными для суда и оцениваются судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса, подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Анализ представленных истцом отчетов свидетельствует об их соответствии требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Приведенные в отчетах выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; суждение относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектах недвижимости сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, отчет мотивирован и не содержит противоречий, оценщик является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующую квалификацию.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, отчеты которого мотивированы и не содержат противоречий.
Доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом величину рыночной стоимости земельных участков или свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, ответчиками, заинтересованными лицами вопреки требованиям ч.1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании заявления административного истца обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В связи с тем, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ГКН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности датой подачи заявления физическими лицами считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию. С административным исковым заявлением Муслимова З.А. обратилась в суд 25.12.2017 г.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью: "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование: для строительства объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания (автомойка с помещением автосервиса), расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), по состоянию на 01.09.2014 г. в размере рыночной -37 842,60 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью: "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование: для строительства объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания (автомойка с помещением автосервиса), расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), по состоянию на 01.09.2014 г. в размере рыночной - 261 113,94 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью: 40 кв.м, разрешенное использование: земли под реконструкцию объекта торговли, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), по состоянию на 01.09.2014 г. в размере рыночной - 50 456,80 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью: "данные изъяты" кв.м, разрешенное использование: под реконструкцию объекта торговли, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), по состоянию на 01.09.2014 г. в размере рыночной - 196 781,52 рублей.
Датой обращения считать - 25.12.2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через тот же суд в течение месяца со дня принятия.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа-Югра подпись И.М. Бажа
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа-Югра И.М. Бажа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.