Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А,
судей Медведевой И.А. и Братухина В.В,
при секретаре Демаковой В.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Богдановой Т. Л. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 07 декабря 2017 года, которым
отказано в удовлетворении требований административного искового заявления Богдановой Т.Л. к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании незаконным решения об отказе в исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Богданова Т.Л, являющаяся собственником жилого помещения (комнаты), расположенной по адресу г. Йошкар-Ола, "адрес", ком. 1, 21 августа 2017 года обратилась с заявлением в общественную комиссию по жилищным вопросам администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - комиссия) об исключении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, "адрес", ком. 2 из специализированного жилищного фонда.
Решением комиссии от 23 августа 2017 года (протокол "N") Богдановой Т.Л. дано разъяснение об отсутствии оснований исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, о чем заявителю сообщено в ответе администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 01 сентября 2017 года "N".
Не согласившись с принятым решением, Богданова Т.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать указанное решение комиссии незаконным и обязать общественную комиссию по жилищным вопросам администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" повторно рассмотреть ее заявление.
В обоснование административных исковых требований указала, что поскольку в соответствии с постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 19 января 2017 года "N" здание общежития, по адресу: г. Йошкар-Ола, "адрес", исключено из специализированного жилищного фонда, с присвоением статуса многоквартирного жилого дома, административный истец имеет право на приобретение освободившегося спорного жилого помещения на основании договора купли-продажи, в соответствии с положениями части 3 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение об отнесении ком. N 2 "адрес" указанного многоквартирного жилого дома к специализированному жилищному фонду нарушает требования статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и не имеет юридического значения, поскольку указанное решение не прошло обязательной в силу пункта 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2014 года N 42, процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение требований процессуального права, просит в апелляционной жалобе административный истец.
Администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Заслушав объяснения Богдановой Т.Л. и ее представителя Михеева В.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Гусева А.М. и Одерышевой Ю.В, просивших решение суда оставить без изменения, заинтересованное лицо С, пояснившую, что в спорной комнате не проживает, выехала и снялась с регистрационного учета по месту жительства 20 октября 2017 года, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Богданова Т.Л. является собственником комнаты в коммунальной квартире по адресу: г. Йошкар-Ола, "адрес", ком. 1, приобретенной по договору купли-продажи от 08 сентября 2011 года. Право собственности Богдановой Т.Л. на указанный объект зарегистрировано в ЕГРП 22 сентября 2011 года, запись о регистрации "N".
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Мэра г. Йошкар-Олы от 26 марта 2004 года "N", в связи с признанием АНПО " "... "" банкротом, принято в собственность муниципального образования "Город Йошкар-Ола" и передано в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия " "... "" общежитие по адресу: г. Йошкар-Ола, "адрес".
Акт приема-передачи подписан 01 мая 2004 года.
Согласно постановлению администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 19 июля 2013 года "N", часть жилых помещений указанного общежития, в том числе ком. площадью 9,2 кв.м в ком. "... " (ныне ком. N 2 "адрес") в соответствии с пунктом 1.4 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного постановлением Мэра г. Йошкар-Олы от 01 декабря 2006 года "N", отнесена к жилым помещениям маневренного жилищного фонда.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 08 июля 2016 года "N" на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам от 29 июня 2016 года (протокол "N") жилое помещение в указанном общежитии - комната площадью 9,2 кв.м в ком. 304 предоставлена для временного проживания С. на семью из 1 человека.
13 июля 2016 года администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" и С. заключен договор найма жилого помещения в общежитии "N", согласно которому С. для проживания на срок 11 месяцев предоставлена ком. "... " в общежитии по адресу: г. Йошкар-Ола, "адрес", а 13 июля 2017 года заключено дополнительное соглашение к договору, согласно которому предмет договора определен как ком. 2, площадью 9,2 кв.м по указанному адресу, срок договора установлен до момента предоставления специализированного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из поквартирной карточки следует, что С. была зарегистрирована по месту жительства в ком. 2 "адрес" "адрес" с 19 июля 2016 года по 20 октября 2017 года.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 27 декабря 2016 года "N" в постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от "дата" "N" внесены изменения, согласно которым в пункте 1 слова " "адрес", жилой площадью 9.2 кв.м" исключены.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 19 января 2017 года "N" здание общежития, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, "адрес", за исключением следующих жилых помещений: ком. 1 "адрес"; ком. 1 "адрес"; ком. 4 "адрес"; ком. 2 "адрес" исключено из специализированного жилищного фонда.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества ком. 2 "адрес" жилого дома по "адрес" является муниципальным имуществом.
С учетом указанных обстоятельств (отнесение ком. 2 "адрес" специализированному жилищному фонду и обременение указанного жилого помещения правами третьих лиц) общественной комиссией по жилищным вопросам администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (протокол от 23 августа 2017 года "N" пункт 2.8) Богдановой Т.Л. на ее заявление от 21 августа 2017 года дано разъяснение об отсутствии оснований для исключения указанного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Богдановой Т.Л. о признании указанного решения незаконным, суд согласился с доводами комиссии, а также указал, что Богданова Т.Л. на момент обращения с заявлением об исключении спорного жилого помещения из числа жилых помещений специализированного жилищного фонда не была признана малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях. Кроме того, суд указал, что принятие решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда не отнесено к полномочиям общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
В силу положений пунктов 2, 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного жилищного фонда и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 (далее - Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду).
В соответствии с пунктом 12 Правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Аналогичные положения содержит Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденное постановлением мэра г. Йошкар-Олы от 01 декабря 2006 года "N", согласно которому в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения муниципального жилищного фонда городского округа "Город Йошкар-Ола" (пункт 1.2); использование жилых помещений в качестве специализированных допускается только после отнесения их к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением к определенному виду специализированных жилых помещений, а также исключение их из указанного фонда осуществляется на основании решений администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (пункт 1.4).
Таким образом, принятие решения об исключении ком. 2 "адрес" из специализированного жилищного фонда отнесено к компетенции органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом в г. Йошкар-Оле, а именно к полномочиям администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Между тем соответствующих требований об оспаривании решения собственника жилого помещения Богдановой Т.Л. не заявлено.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы направление указанного решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду), носит уведомительный характер и не является юридически значимым для целей придания или не придания жилому помещению статуса специализированного.
Государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, в связи с чем отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как специализированного не может свидетельствовать об отсутствии такого статуса, поскольку основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация указанного решения.
Согласно пункту 1.1 Положения об общественной комиссии по жилищным вопросам городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного постановлением Мэра г. Йошкар-Олы от 06 октября 2008 года "N" (далее - Положение об общественной комиссии), общественная комиссия по жилищным вопросам администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" создается в целях обеспечения объективного рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" своих полномочий в области жилищных отношений, предусмотренных действующим жилищным законодательством.
Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом. Решения комиссии носят рекомендательный характер (пункт 1.3).
Согласно пункту 2.2 Положения об общественной комиссии к полномочиям Комиссии отнесено рассмотрение следующих вопросов:
"... "
о признании граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
о принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма;
о снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма;
о предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, договорам коммерческого найма;
о предоставлении гражданам специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда (общежития, служебные квартиры, жилые помещения маневренного фонда) по договорам найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 2.3 Положения об общественной комиссии установлено, что к полномочиям Комиссии относится также рассмотрение иных вопросов, связанных с осуществлением администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" своих полномочий в области жилищных отношений.
Из приведенных положений федерального и муниципального законодательства усматривается, что принятие решения об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не отнесено к компетенции общественной комиссии по жилищным вопросам и разъяснение комиссии по указанному вопросу, носящее рекомендательный характер, само по себе не создает правовых последствий для административного истца, и, следовательно, не может быть признано нарушающим ее права и законные интересы.
Между тем доводы административного искового заявления Богдановой Т.Л. об оспаривании решения общественной комиссии по жилищным вопросам по существу основаны на нарушениях требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду при включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд.
При этом судом обоснованно установлено, что на момент рассмотрения заявления Богдановой Т.Л. в общественной комиссии по жилищным вопросам спорное жилое помещение было предоставлено С, то есть обременено правами третьего лица.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 15 декабря 2017 года "N" спорное жилое помещение предоставлено Л.
Как разъяснено в подпункте "в" пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Следовательно, Богдановой Т.Л. избран ненадлежащий способ защиты ее прав, что также является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Учитывая изложенное, решение суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления Богдановой Т.Л. является по существу правильным.
Однако решение суда содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Так суд, ссылаясь на постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 19 июля 2013 года "N", сделал вывод о том, что комната площадью 9,2 кв.м в ком. 304 (ныне ком. N 2 "адрес") отнесена к жилым помещениям маневренного жилищного фонда. При этом суд указал, что постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 19 июля 2013 года "N" не было изменено.
Между тем постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 27 декабря 2016 года "N" в указанное постановление были внесены изменения, согласно которым спорная комната исключена из числа специализированных жилых помещений данного вида.
Учитывая изложенное, указанные выводы подлежат исключению из мотивировочной части решения суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 07 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Богдановой Т.Л. - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения выводы суда об отнесении ком. N 2 "адрес", расположенной по адресу: г. Йошкар-Ола, "адрес" на момент рассмотрения дела к жилым помещениям маневренного жилищного фонда, а также выводы о не внесении изменений в постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 19 июля 2013 года "N".
Председательствующий Петрова О.А.
Судьи Братухин В.В.
Медведева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.