Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Братухин В.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев жалобу Ожиганова Н.В. на постановление и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле от 23 января 2018 года
"N", решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ожиганова Н.В, родившегося "дата" года в "... ", зарегистрированного по адресу: "адрес", проживающего по адресу: "адрес",
установил:
постановлением и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по
г. Йошкар-Оле от 23 января 2018 года "N"
Ожиганов Н.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2018 года обжалуемое постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Ожиганова Н.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Ожиганов Н.В. считает состоявшиеся постановление должностного лица и решение судьи незаконными и необоснованными, просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что транспортное средство, которым он управлял, относится к специальным или специализированным транспортным средствам со специфической конструкцией, не позволяющей использовать для каких-либо иных целей, кроме перевозки леса, в связи с чем отсутствуют требования об обязательном оборудовании их тахографами.
Выслушав объяснения Ожиганова Н.В. и его защитника Козлова К.Н, поддержавших жалобу, представителя УМВД России по г. Йошкар-Оле Кувшинникова Л.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела по жалобе Ожиганова Н.В, административный материал, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации), что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу пункта 2 раздела I Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877 (далее - ТР ТС 018/2011), к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие данного технического регламента, относятся колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси.
Пунктом 14 ТР ТС 018/2011 определено, что конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами).
Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года
N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от
23 ноября 2012 года N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" предусмотрено, что в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Соответствующий Порядок утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года N 273.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N2 к приказу Минтранса России N 36 после слов "за исключением", производится:
транспортных средств категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок, - до 1 июля
2014 года;
транспортных средств категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, - до 1 сентября 2014 года.
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (приложение N 2 к названному приказу).
Согласно данному приложению N 2 подлежат оснащению тахографами транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3), за исключением: автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N2 и N3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий.
Как следует из материалов дела и постановления и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле от 23 января 2018 года "N", 21 декабря 2017 года в 18 часов 50 минут на 99 км автодороги "Йошкар-Ола - Уржум" Ожиганов Н.В. управлял транспортным средством ТС1, относящемся к категории N3, в составе с прицепом ТС2, осуществлял коммерческую перевозку груза ( "... "), без технического средства контроля (тахографа), обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости маршруте движения транспортного средства, в случае, когда его установка обязательна, нарушив пункт 14 ТР ТС 018/2011, приложение N 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года N 36.
Факт совершения Ожигановым Н.В. административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении "N" от 21 декабря 2017 года, свидетельством о регистрации ТС "N", в котором указаны: тип ТС - Грузовые прочие, год выпуска - "... ", разрешенная масса - 16960 кг, масса без нагрузки 9380 кг, тип кузова - лесовоз, установлен манипулятор "... ", свидетельством о регистрации ТС "N", в котором указаны: тип ТС - прицепы прочие, тип кузова - роспуск, год выпуска - "... ", разрешенная масса - 16150 кг, масса без нагрузки 3350 кг, формой сопроводительного документа на транспортировку древесины "N" от
21 декабря 2017 года, товарной накладной "N" от 21 декабря 2017 года, письменными объяснениями Ожиганова Н.В. от 21 декабря 2017 года, другими доказательствами.
Указанные в постановлении должностного лица обстоятельства получили оценку судьи суда первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
С учетом изложенного должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 11.23 КоАП РФ.
Исходя из содержания товарной накладной "N" от 21 декабря
2017 года, формы сопроводительного документа на транспортировку древесины "N" от 21 декабря 2017 года, письменных объяснений Ожиганова Н.В. от 21 декабря 2017 года, объяснений Ожиганова Н.В. и его защитника Козлова К.Н. при рассмотрении настоящей жалобы, перевозка древесины Ожигановым Н.В. 21 декабря 2017 года на указанном выше транспортном средстве из Уржумского района Кировской области в
г. Йошкар-Олу осуществлялась в интересах индивидуального предпринимателя К.Г.Г. для использования ею в предпринимательской деятельности. Согласно свидетельствам о регистрации "N" и "N" лесовоз и прицеп принадлежат К.Г.Г. Таким образом данная перевозка носит коммерческий характер.
Довод жалобы Ожиганова Н.В. о том, что транспортное средство - лесовоз с прицепом-роспуском оборудовано гидроманипулятором в силу чего относится к специализированным (специальным) транспортным средствам со специфической конструкцией, не позволяющей использовать для каких-либо иных целей, кроме перевозки леса и в связи с чем отсутствует требование об обязательном оборудовании их тахографами, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм закона.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от
28 января 2016 года N 16 были внесены изменения в Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года
N 36.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации N 16 из категорий и видов транспортных средств, освобожденных от установки тахографа, были исключены транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, а также слова "самоходных сельскохозяйственных машин" были заменены словами "специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств".
Согласно разделу II ТР ТС 018/2011 "специализированное транспортное средство" - транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.);
"специальное транспортное средство" - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).
Исходя из характеристик транспортного средства ТС1, относящегося к категории N3, в составе с прицепом ТС2, данное транспортное средство нельзя отнести к специальным.
В то же время указанный автомобиль лесовоз не относится к специализированным транспортным средствам, в отношении которых установлено исключение на оснащение тахографом в соответствии с изложенными выше положениями приложения N 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года N 36.
Учитывая изложенное, оснований для отнесения автомобиля лесовоза (с прицепом-распуском), оборудованного гидроманипулятором, к категории специальных и специализированных транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографом в соответствии с положениями приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года
N 36, в рассматриваемом случае не установлено.
Довод жалобы о том, что пункт 14 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877 не содержит обязанности по установке тахографов на транспортные средства и не предусматривает ответственности за их отсутствие также не может быть принят во внимание, поскольку согласно абзацу второму данного пункта оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.
Исходя из обстоятельств дела, установленных судьей суда первой инстанции и подтвержденных совокупностью представленных доказательств, вина Ожиганова Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, нашла свое подтверждение.
Дело рассмотрено должностным лицом, судьей с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Вид и мера наказания назначены Ожиганову Н.В. должностным лицом в пределах санкции части 1 статьи 11.23 КоАП РФ, при этом были учтены характер совершенного правонарушения, личность виновного лица.
Указание в постановлении должностного лица слова "полуприцеп" по существу является опиской, подлежащей исправлению в соответствии со статьей 29.12.1 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении тип прицепа указан правильно.
По вышеприведенным мотивам следует признать, что обжалованные постановление и решение являются законными и обоснованными, жалоба Ожиганова Н.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по
г. Йошкар-Оле от 23 января 2018 года "N", решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
14 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, в отношении Ожиганова Н.В. оставить без изменения, жалобу Ожиганова Н.В. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья В.В. Братухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.