Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Мясникова А.А.
судей
Загорской О.В, Чернышовой Н.И,
при секретаре
Фатневой Т.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе истца Будко В.А.
на решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 27 ноября 2017 года по иску Будко В.А. к Отделу МВД России по г.Железноводску, ГУ МВД России по Ставропольскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии и засчитать в выслугу лет период работы,
заслушав доклад судьи Загорской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Будко В.А. обратился в суд с иском к Отделу МВД РФ по г.Железноводску, в котором просил суд произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии и засчитать в его выслугу лет период с 01.08.1996 по 06.03.2000 - участие в ликвидации Осетино-Ингушского конфликта в г.Владикавказе из расчета один месяц военной службы за три месяца.
В обоснование иска указано, что он имеет выслугу лет по состоянию на 03.07.2017 - 17 лет 11 месяцев 14 дней, из них в МВД России - 14 лет 04 месяца 08 дней, что подтверждается выпиской из приказа от 03.07.2017 N46 л/с.
01.08.1996 он зачислен в списки личного состава Краснознаменного училища внутренних войск МВД России - Северо-Кавказского военного института внутренних войск МВД России (г.Владикавказ) на основании приказа N142 с/ч начальника училища, исключен из списка личного состава института приказом N26 л/с начальника института от 06.03.2000. Владикавказское высшее военное командное Краснознаменное училище внутренних войск МВД России - Северо-Кавказский военный институт внутренних войск МВД России в 1996-2000 годах дислоцировался в городе Владикавказ. Подтверждение периодов фактического участия курсантов ВВВККУ ВВ МВД России - СКВИ ВВ МВД России в ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 и зачете выслуги лет один месяц за три месяца производилось по решениям военных судов. В приказах начальника СКВИ ВВ МВД России за 2003-2011, из данных на основании решений военных судов, сведений о нем не обнаружено. Период с 01.08.1996 по 06.03.2000 не был включен в его выслугу лет для назначения льготной пенсии.
Указом Президента Российской Федерации N1327 от 02.11.1992 на территории Северной Осетии и Ингушетии введено чрезвычайное положение.
Указом Президента РФ от 15.02.1995 N139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г." на личный состав воинских частей, участвующих в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики распространено действие Постановления Правительства РФ N280 от 31.03.1994 года, в п.1 которого указано, что дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом РФ N4328-1, предоставляются, в частности, военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, выполняющим задачи в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 N280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях вооруженного конфликта и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в абз.2 п.1 определено, что дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим, выполняющим задачи "по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где введено чрезвычайное положение", а также (в абзаце 3) "в местностях, отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации".
01.02.1995 чрезвычайное положение на территории РСО - Алания отменено, после его отмены Постановлением Правительства РФ N1276 от 28.10.1996 "Об организации деятельности полномочного представителя Президента РФ в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия", выполнение военнослужащими задач на территории РСО - Алания и РИ признано выполнением задач при вооруженных конфликтах.
Из приказа N259 Председателя Временного Государственного комитета от 04.06.1995, распоряжения N383 Председателя Временного Государственного комитета от 18.06.1996 и справке заместителя полномочного представителя Президента РФ в РСО-Алания, следует, что ВВВККУ ВВ МВД России - СКВИ ВВ МВД России входило в перечень частей, участвовавших в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Республик Северная Осетия - Алания и Ингушетия, после отмены на этих территориях чрезвычайного положения с 01.02.1995.
В ходе рассмотрения настоящего дела Главное управление Министерства внутренних дел России по Ставропольскому краю (далее - ГУ МВД РФ по СК) привлечено к делу в качестве соответчика по делу.
Решением суда от 27.11.2017 года в удовлетворении иска Будко В.А. отказано.
Не согласившись с решением суда, Будко В.А. в апелляционной жалобе считает его незаконным и необоснованным. Со ссылкой на доводы, изложенные в исковом заявлении, указывает, что распоряжением Правительства РФ от 06.10.2011 N1746-р Федеральное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" ликвидирован, в связи с чем право на обращение в военный суд для издания приказа о выполнении истцом задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Республик Северная Осетия-Алания и Ингушетия у Будко В.А. нет. Считает, что его вины нет в том, что приказ на него не издан.
Просил обжалуемое решение суда отменить и вынести новое решение, которым иск удовлетворить.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Отдела МВД России по г.Железноводску по доверенности Р.А.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, выслушав мнение представителя ответчика ГУ МВД РФ по СК Зайцева А.С. и представителя ответчика Отдела МВД России по г.Железноводску по доверенности Студениковой Т.В, просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст.196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, а так же усматривается из исследованных материалов дела следующее.
Будко В.А. с 01.08.1996 по 06.03.2000 проходил службу во внутренних войсках вооруженных сил России, являясь курсантом Владикавказского ВВККУ внутренних войск МВД России - Северо-Кавказского военного института внутренних войск МВД России (г.Владикавказ), с 30.08.1997 курсант Будко В.А. проходил военную службу по контракту (приказ начальника ВВВККУ ВВ МВД России N 108 "А" л/с от 30.08.1997).
Приказом начальника Северо-Кавказского военного Краснознаменного института ВВ МВД России N44 с/ч от 07.03.2000 курсант 4 курса Будко В.А, отчислен из института по недисциплинированности (в связи с невыполнением условий контракта).
Приказом начальника института N27 л/с от 06.03.2000, исключен из списка личного состава института и со всех видов довольствия и направлен для постановки на воинский учет в Пятигорский ОГВК СК с 07.03.2000.
С 24.02.2003 по 03.07.2017 Будко В.А. проходил службу в МВД России.
Приказом начальника полиции ОМВД по городу Железноводску N46 л/с от 03.07.2017 майор полиции Будко В.А. уволен из органов внутренних по п.9 ч.3 ст.82 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) с 03.07.2017.
Выслуга лет по состоянию на 03.07.2017 составляет 17 лет 11 месяцев 14 дней, в МВД России - 14 лет 04 месяца 08 дней.
На основании архивной справки Центрального архива войск национальной гвардии от 25.07.2017 N953/Б-6015 подтверждение периодов фактического участия курсантов Владикавказского ВВККУ ВВ МВД России - СКВИ ВВ МВД России в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года и зачете выслуги лет один месяц за три месяца производилось на основании приказов по институту, которые издавались на основании решений военных судов.
В приказах начальника СКВИ ВВ МВД России за 2003-2011 годы, изданных на основании решений военных судов, сведений о Будко В.А. нет.
Не содержится таких сведений и в военном билете истца.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.11.2011 N1746-р федеральное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" ликвидирован.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ N4468-1), суд первой инстанции пришел к выводам о том, что доказательств того, что Будко В.А. проходил службу в условиях, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном исчислении не представлено, факт того, что истец в спорный период являлся курсантом ВВККУ ВВ МВД России, без подтверждения его участия в проведении каких-либо конкретных контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется соответствующими приказами, не может являться основанием для возложения обязанности по перерасчету выслуги лет; и постановилвышеуказанное решение об отказе в иске.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает необходимым так же указать следующее.
В силу ст.1 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР.
Согласно п."а" ст.5 Закона о пенсионном обеспечении, лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
На основании ст.18 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.2 Закона РФ от 21.01.1993 N4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон о дополнительных гарантиях и компенсациях) военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
В силу ст.8 Закона о дополнительных гарантиях и компенсациях, его действие распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Постановлением Правительства РФ N280 от 31.03.1994 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, принимавшим участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения, либо в местностях, отнесенных к зонам вооруженного конфликта.
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из смысла приведенных выше правовых положений следует, что в выслугу лет в льготном исчислении подлежит зачету период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях.
В представленных в материалы дела архивных справках, копии военного билета НД N8407407 на имя Будко В.А. отсутствуют сведения о выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, то есть о фактическом участии истца в проведении контртеррористических операций в период прохождения службы в условиях чрезвычайного положения.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Вместе с тем, каких-либо достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих фактическое участие Будко В.А. в проведении контртеррористических операций, при том, что истец проходил военную службу в качестве курсанта Северо-Кавказского военного Краснознаменного института внутренних войск МВД России г.Владикавказ, суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права основаны на ошибочном толковании ее автором норм действующего законодательства и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого определения нет.
Руководствуясь ст.ст.327-1,328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 27 ноября 2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.