Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Берко А.В.,
судей Сицинской О.В, Горкуна В.Н,
при секретаре ФИО10Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-322/2017 по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонного) на решение Кировского районного суда Ставропольского края от 18 мая 2017 г. по иску Усовой Оксаны Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
установила:
Усова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о признании на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, засчитать в льготный стаж период ее работы с 22.08.1991 по 31.08.1993 г. в качестве старшей пионервожатой в Новопавловской СШ N1, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в ГУ-УПФ РФ по Кировскому району Ставропольского края, с 29.11.2016 г..
В основании иска указала, что решением отдела ПФР по Кировскому району СК решением от 15.02.2017 г. ей назначена досрочная пенсия по старости с 29.11.2016 г... Однако, решением ответчика ГУ - ПФР по Георгиевскому району СК (межрайонное) N 10 от 03.04.2017 г. решение от 15.02.2017 г. признано незаконным, в связи с отсутствием требуемого 25-ти летнего педагогического стажа. В стаж педагогической деятельности не включен период работы с 22.08.1991 г. по 31.08.1993 г. в качестве старшей пионервожатой в Новопавловской СШ N1, поскольку данная должность не предусмотрена Правилами N 781, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г.
Решением Кировского районного суда Ставропольского края от 18 мая 2017 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) просит решение суда отменить и отказать в иске. Указывает, что суд ошибочно применяет в совокупности два способа исчисления стажа работы, требуемого для досрочного назначения стразовой пенсии по старости. Полагает, что стаж работы может быть исчислен либо по действующему законодательству, либо по законодательству, действовавшему в периоды трудовой деятельности. Настаивает, что при применении ранее действующего законодательства, регламентирующего пенсионные отношения, оспариваемый стаж подлежит включению, но в данном случае стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости составит 21 год 8 месяцев 7 дней (что менее установленного в размере 23 года 1 месяц 21 день), поскольку будет исключена работа в должности учителя в школе-гимназии.
В письменных возражениях Усова О.В. считает решение суда законным, обоснованным, а апелляционную жалобу - подлежащей отклонению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонного) Метусова Е.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить. Указывала о неверном толковании норм пенсионного законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Извещены. Доказательств невозможности явки не предоставили.
Согласно п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению, в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение ч. 1 ст. 167 ГПК РФ, такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с п.п. "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1067, с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определен порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" применяются:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
- постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" и от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Удовлетворяя требование истца о включении в стаж работы период с 22.08.1991 по 31.08.1193 г. в качестве старшей пионервожатой Новопавловской средней школы N1 Кировского района Ставропольского края, суд принял во внимание, что в период работы истца в качестве пионервожатой, с 22.08.1991 г. по 31.08.1993 г. действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также работа в качестве штатных пионервожатых в школах
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку в соответствии с абз. 4 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитываются работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с п. 1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 30.06.1986 г. N 1-63-И указанный стаж должен составлять 16 лет 8 месяцев.
К моменту обращения с заявлением о назначении пенсии такой стаж Усовой О.В. был выработан, что также подтверждается, зачтенным ответчиком в бесспорном порядке периоды работы Усовой О.В, что следует из решения УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) N 10 от 03.04.2017 г.
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" утратило силу с 01.10.1993 г..
Из анализа приведенных правовых норм следует, что законодательство, действовавшее до 01.10.1993 г, предусматривало зачет в специальный стаж педагогической деятельности работы в должности штатных пионервожатых.
Как установлено судом первой инстанции, 29.11.2016 г. Усова О.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
По результатам проведения тематической проверки УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) было принято решение N 10 от 03.04.2017 об отказе Усовой О.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) N 10 от 03.04.2017 г, в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, Усовой О.В. засчитаны периоды ее работы общей продолжительностью 23 г. 1 месяц 21 день.
В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение Усовой О.В, не включен спорный период работы истца с 22.08.1991 по 31.08.1993 (2 года) в должности старшей пионервожатой в указанной средней школе N 1.
Отказ во включении в стаж работы. дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости мотивирован отсутствием должности старшей пионервожатой в Правилах исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781. В решении N 10 от 03.04.2017 так же указано, что в случае исчисления стажа педагогической деятельности Усовой О.В. с учетом ранее действовавшего законодательства в период выполнения ею работы, стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ по состоянию на 28.11.2016 г. составляет 21 год 8 месяцев 7 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж работы истца Усовой О.В. периода её работы старшей пионервожатой в Новопавловской средней школе N 1 с 22.08.1991 по 31.08.1993, с учётом которого, посчитал установленным факт наличия требуемого 25-ти летнего педагогического стажа для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
В спорный период работы истицы в должности пионервожатой школы (с 22.08.1991 по 31.08.1993), действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с абз. 4 п. 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитываются работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с п. 1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 30.06.1986 N 1-63-И указанный стаж должен составлять 16 лет 8 месяцев.
К моменту обращения с заявлением о назначении пенсии такой стаж Усовой О.В. был выработан, что также подтверждается, зачтенным ответчиком в бесспорном порядке периоды работы Усовой О.В, что следует из решения УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) N 10 от 03.04.2017.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Аналогичная позиция содержится в абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности совокупного использования правил подсчета стажа работы, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости обоснованны, однако ответчик не учитывает требование Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 278, которым установлено тождество наименований учреждений "школа-лицей", "школа-гимназия", учреждениям "лицей", "гимназия". В связи с чем неоправданно исключает из стажа работы истца периоды работы в должности учителя иностранного языка муниципальной образовательной школы-гимназии N 1 города Новопавловска, считая его равным 21 году 8 месяцам 7 дням.
Апелляционная инстанция Ставропольского краевого суда полагает доводы апелляционной жалобы не основанными требованиями действующего законодательства, а потому подлежащими отклонению.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Апелляционная жалоба отражает правовую позицию, основанную на ином толковании норм закона, с которой судебная коллегия не может согласиться по вышеизложенным основаниям.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ,
определила:
решение Кировского районного суда Ставропольского края от 18 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.