Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Минаева Е.В.
судей Калединой Е.Г. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 марта 2018 года
гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя начальника управления ПФР Черновой М.В.
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06 декабря 2017 года по иску Переходченко А.В. к ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с тяжелыми, вредными условиями труда,
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Переходченко А.В. обратился в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с тяжелыми, вредными условиями труда, просит суд признать право на досрочное назначение пенсии по старости, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12. 2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", согласно разделу XXVI списка N 2 1956 года и разделу XXIV списка N 2 1991 года; засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы в ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора с 15.04.2004 г. по 11.04.2008 г. - сторож службы охраны; с 12.04.2008 г. по 30.09. 2008 г. - сторож службы собственной безопасности; с 01.102008 г. по 30.11.2012 г. - уборщик территории хозяйственного отдела; с 01.12.2013 г. по 20.09.2017 г. - уборщик территории хозяйственной службы. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края назначить Переходченко А.В. пенсию на льготных условиях по достижении возраста 55 лет, с 21.09.2017 г.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Государственного учреждения - Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края N 05/120 от 03.10 2017 года истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми, вредными условиями труда. Данное решение считает не законным, поскольку Приказом Роспотребнадзора РФ от 01.04.2015 N 274 утверждено Положение об организации деятельности системы противочумных учреждений, в котором установлено, что противочумные институты входят в противочумную систему, п. 1.1 Положения установлено, что "Система противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представляет собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно- практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения РФ от эпидемий, вызываемых возбудителем чумы, а также возбудителями других особо опасных инфекционных болезней, в том числе вирусной природы". Установлено, что учреждения противочумной системы в сфере трудовых отношений согласно действующим нормативно-правовым актам имеют специальный статус "противочумные учреждения", который характеризуется наличием в них для всех работников тяжелых, вредных, опасных и особых условий труда. В противочумных учреждениях право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено всем работникам учреждений независимо от категории и характера выполняемой работы. Противочумные институты не входят в Номенклатуру учреждений здравоохранения, при этом остаются в системе Минздрава, и на всех работников противочумных институтов распространяется право на досрочное назначение пенсии по разделу XXVI списка N 2 1956 года и разделу XXIV списка N 2 1991 года. ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора нельзя отнести к учреждениям науки. Кроме того, согласно выписки ЕГРЮЛ, ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора осуществляет в качестве основного вида деятельности ОКВЭД 86.90.1 "Деятельность учреждений санитарно-эпидемиологической службы" и имеет лицензию на медицинскую деятельность, которая выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и осуществляет медицинскую деятельность организаций государственной системы здравоохранения, выполняет работы (услуги) по оказанию высокотехнологической медицинской помощи, деятельность по производству медикаментов, фармацевтических продуктов. Таким образом, работники института могут пользоваться правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, согласно раздела 24 Списка N2 "учреждения здравоохранения и социального обеспечения", утвержденных Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, код профессии 22600000-1754а "работники, занятые в противочумных учреждениях". Считает, что имеет право на досрочное назначение пенсии. Его стаж работы в ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора составляет 12 лет 07 месяце 23 дня и на дату обращения в пенсионный фонд ему исполнилось 55 лет.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06 декабря 2017 года исковые требования Переходченко А.В. удовлетворены. Суд признал за Переходченко А.В. право на досрочное назначение пенсии по старости, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12. 2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", согласно разделу XXVI списка N 2 1956 года и разделу XXIV списка N 2 1991 года. Засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости периоды работы в ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора:- с 15.04.2004 г. по 11.04.2008 г. - сторож службы охраны;- с 12.04.2008 г. по 30.09.2008 г. - сторож службы собственной безопасности;- с 01.10.2008 г. по 30.11.2012 г. - уборщик территории хозяйственного отдела;- с 01.12.2013 г. по 16.08.2016 г. - уборщик территории хозяйственной службы.
Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края назначить Переходченко А.В. пенсию на льготных условиях по достижении возраста 55 лет, с 21.09.2017 г.
В апелляционной жалобе заместитель начальника управления ПФР Чернова М.В. просит решение суда отменить, указав, что судом неправильно применены нормы материального права. При решении вопроса об отнесении юридического лица к учреждению здравоохранения следует руководствоваться Номенклатурой медицинских организаций. Согласно Номенклатуре к медицинским организациям относятся противочумные центры (станции). Противочумные институты данной номенклатурой не предусмотрены, они относятся к учреждениям науки. Кроме того, в льготный период работы не подлежат включению периоды работы при отсутствии кода льготной классификации.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, по доверенности Криморенко А.В. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В отзыве на апелляционную жалобу истец Переходченко А.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав истца Переходченко А.В, представителя привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора по доверенности Криморенко А.В, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, к соответствующим видам профессий отнесены работники, занятые в противочумных учреждениях.
Разделом XXVI "Учреждения здравоохранения" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, к соответствующим видам профессий отнесены работники, занятые в противочумных учреждениях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Переходченко А.В. с 2004 г. по 2016 г. работал в Ставропольском научно-исследовательском противочумном институте.
Согласно записям в трудовой книжке и справке, уточняющей льготный характер работы N 03-08-1583 от 11.10.2017 г, выданной работодателем, истец работал в научно-исследовательском противочумном институте: с 15.04.2004 г. по 11.04.2008 г. - сторож службы охраны; с 12.04.2008 г. по 30.09. 2008 г. - сторож службы собственной безопасности; с 01.102008 г. по 30.11.2012 г. - уборщик территории хозяйственного отдела; с 01.12.2013 г. по 16.08.2016 г. - уборщик территории хозяйственной службы.
Специальный трудовой стаж истца в ФКУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" составил к моменту достижения пенсионного возраста более 12 лет, что дает ему право на установление досрочной пенсии по старости по достижении возраста 55 лет.
Однако, решением Государственного учреждения - Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края N 05/120 от 03.10 2017 года истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми, вредными условиями труда. В решении указано, что противочумные институты не относятся к учреждениям здравоохранения, а относятся к учреждениям науки.
Признав указанное решение УПФ незаконным и признав за истцом право на досрочное назначение пенсии по старости, суд первой инстанции сослался на то, что Ставропольский НИПЧИ входит в систему здравоохранения, имеет специальный статус "противочумного учреждения", которое характеризуется наличием в нем для всех категорий работников тяжелых, вредных, опасных и особых условий труда, по сфере деятельности отнесен к специализированным государственным учреждениям здравоохранения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
ФКУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" подведомственен Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая в соответствии с п. 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства от 30 июня 2004 года N 322 находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Приказом Роспотребнадзора РФ от 17.11.2005 г. N774 утверждено Положение о системе противочумных учреждений в России.
В соответствии с указанным Положением и Перечня к нему, Ставропольский НИПЧИ входит в систему здравоохранения, имеет специальный статус "противочумного учреждения". Этим же нормативным правовым актом закреплено, что противочумные учреждения в сфере трудовых отношений согласно действующим нормативно-правовым актам имеют специальный статус "противочумные учреждения", который характеризуется наличием в них для всех работников тяжелых, вредных, опасных и особых условий труда (п.1.6.Положения).
В соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденным Постановлением Госкомитета Совета Министров СССР от 25 октября 1974 года N 298/П-22, все сотрудники противочумного института пользуются правом на дополнительный отпуск за вредные условия труда и им выплачивается надбавка за работу в противочумном учреждении, тарифные ставки повышены.
Пунктом 235 Перечня федеральных специализированных медицинских учреждений утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" установлено, что Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт является федеральным специализированным медицинским учреждением Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, правовой статус противочумного института установлен как специализированного учреждения здравоохранения и соответствует требованиям Списка N 2.
Правовой статус ФКУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт", как учреждения здравоохранения подтвержден Уставом института за 1996 год, где указано, что учредителем института является Министерство здравоохранения СССР, финансирование осуществляется Министерством здравоохранения по разделу "здравоохранение", координацию регулирования деятельности института осуществляло Министерство здравоохранения.
Уставом ФКУЗ "Ставропольский противочумный институт" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.05.2011 года N 506 установлено, что "противочумный институт" является государственным казенным учреждением здравоохранения, осуществляющим оказание государственных услуг и выполнением работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ФКУЗ "Ставропольский противочумный институт", в котором в спорные периоды работал истец, не является учреждением здравоохранения, несостоятельны и опровергаются материалами дела.
Иные доводы жалобы об отсутствии у суда правовых оснований для удовлетворения исковых требований Переходченко А.В. повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, основаны на иной оценке фактических обстоятельств дела, ином толковании норм материального права, были предметом судебного рассмотрения, судом дана им надлежащая правовая оценка.
Поскольку на период обращения для назначения досрочной трудовой пенсии по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии работникам, занятым в противочумных учреждениях (раздел XXIV позиция 22600000-1754а) стаж истца работы превышает 12 лет, то суд пришел к правильному выводу о том, что у истца возникло право на назначение досрочной пенсии по старости.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника управления ПФР Черновой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.