Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Луневой С.П, Болотовой Л.А,
при секретаре Мазикиной А.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца Шацилло Ю.А.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 октября 2017 по административному делу по административному исковому заявлению Шацилло Юлии Александровне к комитету труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя о признании незаконным решения,
заслушав доклад судьи Луневой С.П,
УСТАНОВИЛА:
Шацилло Ю.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемым в случае рождения в них после 31.12.2013 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Свои требования Шацилло Ю.А. обосновывает тем, что в указанной выплате ей было отказано в связи с тем, что на дату рождения третьего ребенка один из детей не был зарегистрирован на территории Ставропольского края. Она и муж являются уроженцами "адрес", зарегистрированы "адрес" с 2012 года.
Со ссылкой на положения ст. 20 Гражданского кодекса РФ и Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" просила признать незаконным решение Комитета труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя N107 от 03.02.2017об отказе ей в назначении и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения ребенком возраста трех лет, с момента его принятия; возложить обязанность на Комитет труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя принять решение о назначении и выплате ей ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от
05 октября 2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Шацилло Ю.А. просит обжалуемое решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования в полном объеме, указывая, что факт регистрации (отсутствия регистрации) несовершеннолетних детей, не достигших 14 лет, по месту жительства родителей не имеет правового значения, поскольку такая регистрация в силу закона для несовершеннолетних детей не является обязательной. Кроме того, на момент подачи документов на предоставление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, мои несовершеннолетние дети были поставлены на регистрационный учет по моему месту жительства, то есть по адресу: "адрес".
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, заслушав лиц, участвующих в деле судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решение, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемая в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае, ежегодно устанавливаемой нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N 524 "О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" постановление Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 дополнено условием о наличии регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года.
Решением Ставропольского краевого суда от 06 октября 2017 признан не действующим со дня принятия абзац 4 пункта 2 и пункт 5 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года N 524).
Признан не действующим со дня принятия пункт 1.1.2 постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года N 524 "О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Возложена обязанность на Губернатора Ставропольского края опубликовать сообщение о принятии данного решения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru.
Решение Ставропольского краевого суда от 06 октября 2017 было обжаловано в Верховный суд РФ.
Определением Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16.01.2018 производство по настоящему административному делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Ставропольского краевого суда от 06 октября 2017 года.
19.03.2018 производство по делу возобновлено.
Апелляционным определением Верховный суд РФ от 07.02.2018 (N19-АПГ17-12) решение Ставропольского краевого суда от 6 октября 2017 года в части признания не действующим пункта 5 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года N 524 отменить, принять в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим этого пункта постановления.
Решение Ставропольского краевого суда от 6 октября 2017 года в части признания не действующим абзаца четвёртого пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года N 524 изменить, признав оспариваемый абзац недействующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, не обязательно исходящими от органов регистрационного учёта, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.
В Апелляционном определении Верховного суда РФ от 07.02.2018 (N19-АПГ17-12) указано, что суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2008 года N 619-О-П, обоснованно указал в решении на то, что федеральный законодатель рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учёт по месту жительства как один из способов учёта граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства пребывания или жительства; отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учёта; факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Таким образом, применительно к оспариваемому правовому регулированию противоречит федеральному законодательству не сама по себе регистрация в качестве способа подтверждения места жительства на территории Ставропольского края и обозначенная органами государственной власти субъекта Российской Федерации Ставропольского края как условие предоставления ежемесячной денежной выплаты в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а тот факт, что органами власти Ставропольского края исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учёта, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571, чем бесспорно создаются препятствия семьям в получении ежемесячной денежной выплаты в размере определённого в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика по доверенности Чекина К.А, а также из материалов административного дела, комитетом труда и социальной защиты населения администрации
г. Ставрополя не предпринимались действия по подтверждению места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учёта, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года
N 571.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене его и принятием нового решения.
Руководствуясь 307-311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 октября 2017 отменить. Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Шацилло Юлии Александровны к комитету труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя о признании незаконным решения удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Комитета труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя N107 от 03.02.2017 об отказе Шацилло Юлии Александровне в назначении и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения ребенком возраста трех лет, с момента его принятия.
Обязать Комитет труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя повторно рассмотреть вопрос Шацилло Юлии Александровны о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В возложении обязанности на Комитет труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя принять решение о назначении и выплате Шацилло Юлии Александровне ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет - отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить в части.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.