Судья Ставропольского краевого суда Товчигречко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Лысенко И.О. на решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 12 января 2018 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Лысенко И.О. N17-0/АР-425/14 от 14 ноября 2017 года юридическое лицо - администрация муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 12 января 2018 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по административному делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе государственный инспектор Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Лысенко И.О. просит отменить решение судьи, дело вернуть на новое рассмотрение. Считает, что оно вынесено с нарушением требований закона о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела. В жалобе также содержится ходатайство о восстановлении пропущенного десятидневного срока обжалования решения судьи.
В силу положений статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копия обжалуемого решения судьи получена Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу 18 января 2018 года, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д.59). Жалоба направлена в Ессентукиский городской суд 30 января 2018 года, в то время как последним днем для подачи жалобы являлось 29 января 2018 года (28 января 2018 года - выходной день). Поскольку указанный десятидневный срок обжалования решения судьи пропущен на незначительное время (один день), считаю возможным его восстановить.
В возражении на жалобу глава муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края Богданов Н.Б. просит в удовлетворении жалобы отказать, решение судьи оставить без изменения.
Изучив доводы жалобы и возражения на нее, проверив материалы дела, выслушав главу муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Богданова Н.Б, поддержавшего возражения, прихожу к следующему.
Административная ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 21 октября 2017 года в 15.00 в результате проведенного административного расследования 17-0/АР-425, возбужденного по результатам рейдовой проверки проводимой на основании приказа Департамента в соответствии с приказом "О проведении планового (рейдового) осмотра земельных участков в кадастровых кварталах: N, N, расположенных в с.Безопасное Труновского Ставропольского края" от "29" сентября 2017 года N1534 обнаружено, что юридическим лицом администрацией муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края допущено нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: в границах муниципального образования села Безопасное на земельном участке с кадастровым номером 26:05:023402:15 обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов. Отходы (пластмасса, стекло, постилочный субстрат, ина, металл, картон, текстиль, шифер, шкуры, шерсть и кости животных, коммунальные отходы) размещены на участке площадью 7363 м 2 (199м х 37м). Средняя высота складирования отходов составляет 60 см. Размещение неоднородное. Отходы сконцентрированы на локальных участках территории, тогда как остальная территория покрыта рудеральными фитоценозами. Определение координат участка с помощью навигатора Carmin с регистрационным номером N. Замер площади загрязненной территории производились с помощью измерительной ленты (рулетки) фирмы Fit и лазерного дальномера JJ-OPTICSLaserRangeFinder 600 Solar (регистрационный номер N).
По результатам рассмотрения данного дела, должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено постановление о признании юридического лица администрации муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края виновной в совершении правонарушения, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа.
Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что в действиях администрации муниципального образования отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку она не является субъектом данного правонарушения.
Указанный вывод судьи является законным и обоснованным, оснований не согласиться с ним не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 8 названного Федерального закона, пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующих на момент совершения административного правонарушения) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
При этом, необходимо учитывать, что ликвидация выявленных несанкционированных свалок бытового мусора не относится к правоотношениям по обращению с отходами, так как ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов является организацией работ по благоустройству территории.
Таким образом, в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств тому, что администрация муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Доказательств тому, что такие виды деятельности как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов и иное обращение с отходами производства и потребления относятся к уставной деятельности администрации муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края, в материалы дела также не представлено.
Кроме того, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу требований статьи 13.2 указанного Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
Приведенные положения части 12 статьи 10, статьи 13.2 названного закона предусматривают, что при выявлении нарушений обязательных требований, которые могут свидетельствовать о совершении административного правонарушения, возбуждению дела об административном правонарушении (составлению протокола об административном правонарушении) предшествует внеплановая проверка.
Процедура проведения внеплановой проверки, в том числе ее согласование с прокуратурой, создает условия для реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем права на защиту при осуществлении государственного контроля (надзора), по итогам проверки составляется акт о проверке, являющийся доказательством по делу об административном правонарушении, подлежащий вручению проверяемому лицу, кроме того, в ходе проверки реализуются иные предусмотренные законом гарантии прав последнего.
Согласно материалам дела должностным лицом в отношении администрации муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края фактически была проведена внеплановая проверка, материалы которой послужили основанием для привлечения администрации к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. При этом типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки). Отсутствие акта проверки, влечет недействительность результатов проверки.
Таким образом, в ходе проведения проверки не были соблюдены требования части 1 статьи 14, части 5 статьи 10 и части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Так, проверка была осуществлена в отсутствие распоряжения о проведении контрольных мероприятий, без согласования проведения контрольных мероприятий с органами прокуратуры, без участия представителей юридического лица, без оформления по результатам проведения контрольных мероприятий соответствующего акта.
Следовательно, в ходе производства по делу административным органом при составлении протокола об административном правонарушении допущены нарушения процедуры проведения проверки, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ и процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
С учетом указанных обстоятельств, судья районного суда пришел к верному выводу о том, что в материалах дела не имеется каких-либо достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях администрации муниципального образования Безопасненского сельсовета Труновского района Ставропольского края состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Лысенко И.О. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 12 января 2018 года оставить без изменения.
Судья
Ставропольского краевого суда М.М. Товчигречко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.