Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Газдиева И.Б,
судей Даурбекова М.М. и Цурова Х.М,
при секретаре Балаеве Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по РИ на решение Магасского районного суда от 29 ноября 2017 г, которым удовлетворено исковое заявление Дзейгова Магомеда Мухарбековича к МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и прекращении денежной выплаты как ветерану боевых действий и встречному исковому заявлению МВД по Республике Ингушетия к Дзейгову Магомеду Мухарбековичу о признании недействительным удостоверения "Ветеран боевых действий.
Заслушав доклад судьи Даурбекова М.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дзейгов М.М. обратился в суд с иском к МВД по Республике Ингушетия, в котором просил признать незаконным решение комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и прекращений ежемесячных доплат как ветерану боевых действий, которое производилось ему через Отделение пенсионного фонда России по Республике Ингушетия и Группу пенсионного отдела ЦФО МВД по Республике Ингушетия.
В обосновании исковых требований Дзейгов М.М. указал, что проходил службу в органах внутренних дел и состоял в трудовых отношениях с МВД по Республике Ингушетия.
На протяжении 11 лет он пользовался правами и льготами, предусмотренными п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В феврале 2017 года МВД по Республике Ингушетия уведомило его, что созданная при МВД по Республике Ингушетия комиссия не признала за ним статуса ветерана боевых действий, в связи с чем прекратило установленную доплату и обязало его вернуть удостоверение.
Считая, что решением комиссии нарушены его права на льготы как ветерану боевых действий, Дзейгов М.М. обратился в суд с иском к МВД по Республике Ингушетия и к ГУ - Отделение Пенсионного фонда по Республике Ингушетия о признании незаконным указанного решение комиссии и о возобновлении денежных выплат с даты их прекращения.
МВД по Республике Ингушетия в лице представителя Чаниева Ю.А. обратилось в суд со встречным иском к Дзейгову М.М, в котором просило признать выданное ему удостоверение ветерана боевых действий недействительным и обязать его сдать указанное удостоверение в кадровую службу МВД по Республике Ингушетия.
Магасский районный суд решением от 29 ноября 2017 г. исковые требования Дзейгова М.М. удовлетворил, а встречный иск МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверение "Ветерана боевых действий", выданное Дзейгову М.М, и о возложении на него обязанности сдать указанное удостоверение в кадровую службу МВД по Республике Ингушетия оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Ингушетия просит решение суда отменить и вынести новое судебное решение об удовлетворении встречного искового заявления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя МВД по Республике Ингушетия Баркинхоевой Л.Х, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца и его представителя Берсанова С.Х, просивших решение суда оставить без изменения, представителя ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Ингушетия Гандарова М.Д, оставившего вопрос об удовлетворении требований сторон на усмотрение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 года N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению вопросов связанных с оформлением и выдачей удостоверений ветерана боевых действий.
Решением указанной комиссии Дзейгов М.М. уведомлен письмом от 10.02.2017 г. за N 4/410, что удостоверение ветерана боевых действий выдано ему ошибочно, без достаточных оснований в связи с чем, прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
Удовлетворяя исковые требования Дзейгова М.М. и отказывая во встречном иске, суд обоснованно указал, что Федеральным законом РФ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории. Статья 3 указанного закона определяет категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий, которая предусматривает выдачу удостоверений в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждена приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года N 282.
В соответствии с пунктом 3 указанной Инструкции в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий лицам, указанным в пункте 1 данной Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТ и ВС, образовательных и научно- исследовательских учреждений МВД России, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов власти Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - Руководителем контртеррористической операции.
Из содержания данного нормативного акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций, устанавливаются на основании соответствующих приказов, в которых определены периоды их выполнения.
При этом, указанные нормативные акты не предусматривают повторной оценки обоснованности принятого уполномоченным органом решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения и тем более не уполномочивают МВД по Республике Ингушетия признавать удостоверения ошибочно выданными и производить на этом основании их изъятие.
Принятие государственным органом решение о наделение гражданина определенным социальным статусом, влечет за собой приобретение последним права на получение ряда льгот и пособий, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, а вопрос о лишении гражданина этих льгот не может быть рассмотрен этим же органом при условии, что закон не предоставил ему соответствующие для этого полномочия.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Магасского районного суда от 23 мая 2017 г. приказ МВД по Республике Ингушетия N 501 от 27 сентября 2016 г. о внесении в Положение пункта, наделяющего Комиссию правом пересматривать материалы, послужившие основанием для оформления и выдачи удостоверений, признан незаконным и недействительным со дня издания.
Так же, судебная коллегия принимает во внимание положение ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации признаются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.
В соответствии со статьей 1 Протокола N I к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в решениях по делам "Булгакова против Российской Федерации" от 18 января 2007 года, "Девочкина против Российской Федерации" от 05 июля 2007 года и других, требование гражданина в отношении выплаты пенсий и иных социальных выплат по смыслу статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции может рассматриваться как "имущество", а сам спор, касающийся права гражданина на получение этих выплат носит имущественный характер.
Положениями части третьей статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принимая во внимание приведенные правовые нормы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или пересмотру решения суда которым удовлетворены исковые требования Дзейгова М.М. и отказано во встречном иске МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий выданного Дзейгова М.М.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N_5-ФЗ "О ветеранах", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282, МВД по Республике Ингушетия осуществило комплекс мер, связанных с признанием за Дзейговым М.М. право на льготы как за ветераном боевых действий с выдачей ему удостоверения ветерана боевых действий бессрочно.
При этом МВД по Республике Ингушетия на протяжении длительного периода с 2006 по февраль 2017 года не оспаривало наличие у него статуса ветерана боевых действий.
Таким образом, исходя из конституционного и международно-правового принципа правовой определенности, недопустимости в произвольном порядке отменять уже реализованное право, судебная коллегия приходит к выводу о соответствие решение суда по делу Дзейгова М.М. требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда 29 ноября 2017 г, которым удовлетворены исковые требования Дзейгова Магомеда Мухарбековича к МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным решения об аннулировании удостоверения "Ветеран боевых действий" и прекращении ежемесячной денежной доплаты как ветерану боевых действий и отказано в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Дзейгова М.М, и о возложении на него обязанности сдать указанное удостоверение в кадровую службу МВД по Республике Ингушетия, оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД по Республике Ингушетия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
верно:
Судья М.М. Даурбеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.