Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Устаевой Н.Х,
судей Алиевой Э.З. и Абдуллаева М.М.
при секретаре ФИО11
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО14 на ФИО1 Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым постановлено:
"Исковое заявление ФИО14 к ФИО3 РФ, ФИО2 РФ по РД о признании ФИО1 (протокола) ФИО1 об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения недействительным и его отмене, обязании постановки на учет, взыскании компенсации морального вреда в удовлетворении - отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО15, выслушав объяснения ФИО14 и его представителя ФИО12, просивших отменить ФИО1 суда, представителя ФИО2 РФ по РД ФИО13, просившего ФИО1 суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
ФИО14 обратился в суд с иском к ФИО3 РФ, ФИО2 РФ по РД о признании ФИО1 (протокола) ФИО1 об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения недействительным и его отмене, возложении обязанности поставить на учет, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что "дата" он был подал документы для постановки на учет для получения единой социальной выплаты (ЕСВ) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от N 369 для приобретения или строительства жилого помещения, в тот же день ему была выдана справка из центральной жилищно-бытовой ФИО1 ФИО2 по Республики Дагестан о принятии его документов и направления учетного дела во ФИО3 РФ, в "адрес".
ФИО1 РФ ему отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от "дата" N и в связи с ухудшением жилищных условий в 2013, 2014 году в соответствии с ч.8 ст.4 Федерального закона РФ от "дата" N 283-ФЗ.
В протоколе ошибочно указано, что он с семьей с 2010 года проживает в жилом помещении общей площадью 32,6 кв.м, по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности отцу его супруги. К этой квартире он с семьей никакого отношения не имеет. Дети всегда проживали вместе с ним, с первого класса они обучаются МБОУ СОШ N "адрес", ФИО4 с 2004 г, а ФИО7 с 2010 "адрес" ФИО4 был зарегистрирован по адресу: "адрес" со 02.10.2013г. при получении паспорта, а сын ФИО7 - с 14.02.2014г, ранее они нигде не были зарегистрированы.
Согласно п. 2 Правил предоставления ЕСВ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 369, ЕСВ предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, а он подал рапорт о предоставлении ЕСВ с учетом членов семьи, его требования в части признания за ним права на получение ЕСВ и восстановлении на учете с даты обращения, подлежат удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше ФИО1.
В апелляционной жалобе ФИО14 просит отменить ФИО1 суда, принять по делу новое ФИО1 об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что суду были представлены сведения из ОМВД РФ по "адрес", из дошкольных и с образовательных учреждений "адрес" о составе его семьи. Согласно п. 2 Правил предоставления ЕСВ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 369, ЕСВ предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. На подкомиссию ФИО2 РФ по РД не возложена обязанность по оценке представляемых документов сотрудниками, такая обязанность возложена исключительно на ФИО3 РФ, поэтому он не знал о необходимости предоставления вышеуказанных документов.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность ФИО1, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее
Федеральный закон от "дата" N 283-ФЗ)
сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по ФИО1 руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (ч.3, п.2). Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 4 названного закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 этого же закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он обеспечен общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Постановлением Правительства РФ от "дата" N 369 были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).
Пункт 5 Правил предусматривает, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в ФИО1 по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ФИО1) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях но очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за
последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
При этом в пункте 5 Правил не содержится, каких-либо исключений позволяющих сотруднику не представлять вышеуказанные документы на несовершеннолетних детей.
Судом установлено, что истец ФИО14, проходил службу в ФИО2 по РД в должности дежурного помощника начальника учреждения дежурной части отдела безопасности ФКУ "ЛИУ N ФИО2 по РД".
ФИО2 по РД за N-л\с от "дата", он уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, по п. "в" ч.1 ст.58 Положения о службе в ОВД РФ. Выслуга лет по состоянию на "дата" в календарном исчислении составила -22 года 07 месяцев 11 дней, в льготном исчислении 43 года 02 месяца 21 день.
"дата" ФИО14 обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 4 человека.
Согласно выписки из протокола от "дата" N Территориальная ФИО1 ФИО2 по РД по рассмотрению заявлений на предоставление единовременной социальной выплаты приняла ФИО1 о направлении пакета документов ФИО14 в ФИО3 для принятия ФИО1 о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
ФИО3, принимая ФИО1 "дата" об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, исходила из отсутствия обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от "дата" N и в связи с ухудшением жилищных условий в 2013, 2014 году в соответствии с ч.8 ст.4 Федерального закона РФ от "дата" N 283-ФЗ.
Так, ФИО3 указала, что отсутствует информация о регистрации детей в пятилетний период, заявитель с супругой в вышеуказанной квартире зарегистрированы с 2010 года, а сын ФИО4 с "дата" а сын ФИО5 с "дата".
Из смысла закона, следует, что помимо выписок из домовых книг, сведений о непосредственно регистрации за пятилетний период на члена семьи, могут быть представлены иные заменяющие документы, подтверждающие место проживания членов семьи сотрудника УИС, либо документы, подтверждающие невозможность получения этих документов.
Из материалов учетного дела, содержания иска и представленным документам заявителя следует, что его сын ФИО4, "дата" года рождения зарегистрирован с "дата", а сын ФИО5, "дата" года рождения - с "дата" по адресу: "адрес".
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от "дата" следует, что однокомнатная "адрес", площадью 32.6 кв.м, расположенная по адресу: "адрес" принадлежит на праве собственности ФИО6 (тестю истца).
Как пояснил истец, тесть его проживает в другой, трехкомнатной квартире "адрес", в "адрес" по ул Байрамова 14, которая также принадлежит ему на праве собственности.
Материалы учетного дела не содержат сведений о месте проживания несовершеннолетних детей истца с "дата" до момента принятия документов до "дата".
Каких-либо заменяющих документов, справок, и документов подтверждающих невозможность получения указанных документов предусмотренных пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N 369, ФИО14 на рассмотрение ФИО1 ФИО2 по РД, не представил.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что ФИО1 принимает ФИО1 о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется ФИО1 на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФИО3 не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.
Непредставление полного пакета документов, предусмотренных подпунктом "з" пункта 5 Правил, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты препятствовало определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Таким образом, судом установлено, что необходимые документы, которые должны быть представлены для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в полном объеме истцом не были представлены в ФИО1 ФИО2 РФ.
Доводы истца, о том, что эти сведения он направлял в адрес ФИО1 ФСН ФИО8, материалами дела не подтверждаются.
Представленные справки об обучении в школе детей, датированные 2017 годом, не имелись в учетном деле, сам истец ссылался на то, что ему никто не сказал о необходимости представления таких документов.
Поэтому ФИО1 ФИО2 РФ правомерно отказала ФИО14 в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от "дата" N.
Согласно п.8 ст.4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ (ред.от "дата", с изм. от "дата") "О социальных гарантиях сотрудникам... ". сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные." 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника):
Исходя из того обстоятельства, что истец и его супруга были зарегистрированы в вышеуказанном жилом помещении с 2010 года, а его несовершеннолетние дети только в 2013 и 2014 году, а до этого времени сведений об их месте проживания представлено не было, ФИО1 сделала вывод и об намеренных действиях заявителя по ухудшению его жилищных условий, и отказала и по данному основанию.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Справки, представленные истцом, судом не приняты во внимание, они датированы 2017г, то есть выданы после отказа ФИО1 ФИО2 РФ и не соответствуют предъявляемым им требованиям.
Так, из справки МБОУ "СОШ N" "адрес" от "дата" следует, что ФИО4, "дата" обучался в СОШ N с 2004 года по 2016 год, то есть с пятилетнего возраста обучался в данной школе на протяжении 12 лет, что не может соответствовать действительности.
Из справки МБОУ "СОШ N" "адрес" от "дата", следует, что ФИО5, "дата" года рождения, действительно учится в данной школе в 2017-2018 учебном году в 7 классе. Следовательно, справка выдана в 2017 году об обучении и в 2018 году, то есть на будущий период. Сведений об обучении и проживании его в более ранние периоды по месту проживания истца, в суд не представлено.
Согласно письма заместителя начальника полиции ОМВД ФИО8 по "адрес" от "дата" следует, что по адресу "адрес", проживали ФИО14 с членами семьи (супруга и двое сыновей) с 2003 года до сентября 2016 года. В настоящее время данные граждане по данному адресу не проживают.
Однако истец в исковом заявлении, в других документах указывает этот адрес регистрации, а не место фактического проживания, которое изменено с сентября 2016 года.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований ФИО14 у суда не имелось.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих вынесение незаконного ФИО1, судом не допущено.
Ввиду изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
ФИО1 Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО14 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.