Апелляционная инстанция судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Джарулаева А.К,
судей Хираева Ш.М, Хаваева А.Г,
при секретаре Абакаровой Р.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу Ахмедовой П.С. на решение Левашинского районного суда от 25 декабря 2017 года по делу по исковому заявлению МРИ ФНС России N 14 по Республике Дагестан к Ахмедовой П. С. о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени за просрочку уплаты налога,
установила:
МРИ ФНС России N 14 по Республике Дагестан обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ахмедовой П.С, в котором просила взыскать с последней недоимку: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере "." руб, пеню в размере "." рублей, всего на общую сумму "." рублей, указав следующее.
Ахмедова П.С. состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 14 по Республике Дагестан, поскольку на нее зарегистрированы земельные участки, расположенные в г. "адрес", Дагестанберегозащита и район базы "Дагестанберегозащита". Инспекцией в соответствии со ст. 69 Налогового Кодекса РФ было направлено должнику требование с предложением погасить задолженность по земельному налогу, установленному главой 31 Налогового Кодекса РФ, образовавшуюся за 2015 год, однако в установленный срок должник не уплатил суммы налога и соответствующие пени. В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, в установленном законом порядке и сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ, инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа, который был отменен в связи с поступившими возражениями от Ахмедовой П.С.
Решением Левашинского районного суда от 25 декабря 2017 года административное исковое заявление МРИ ФНС России N 14 по Республике Дагестан к Ахмедовой П.С. удовлетворено, судом постановлено: "Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Дагестан с Ахмедовой П. С. ИНН N, проживающей в сел. "адрес", "адрес" Республики Дагестан, недоимку, образовавшуюся за 2015 год: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере "." рублей, пени в размере "." копеек, всего на общую сумму "." копеек".
Не согласившись с данным определением, Ахмедовой П.С. подана жалоба с просьбой об отмене указанного решения со ссылкой на нарушение процедуры взыскания налога. Апеллянт полагает, что налоговой инспекцией нарушены сроки выставления требования, кроме того, само требование Ахмедова П.С. также не получала.
В возражениях на апелляционную жалобу, МРИ ФНС России N 14 по Республике Дагестан не соглашаясь с указанными в ней доводами, просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено согласно ст. 150 КАС РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), изучив доводы жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы (абзац 1 статьи 19 НК РФ).
Согласно положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 23 и пункта 1 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ), налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять налоговому органу в установленные сроки декларации, документы и сведения для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено природой государства и государственной власти. Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения. Средства от уплаты земельного налога зачисляются в доходы местных бюджетов и направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками земельного налога, обязаны платить законно установленные налоги в отношении соответствующего имущества.
Пункт 2 статьи 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Неисполнение вышеуказанной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога в порядке и в сроки, предусмотренные положениями статей 69 и 70 НК РФ.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 1, 2 статьи 69 НК РФ).
Недоимка может быть выявлена налоговым органом в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам, по результатам которых, в силу абз. 1 п. 1 ст. 70 НК РФ, должен быть составлен документ о выявлении недоимки у налогоплательщика.
Документ о выявлении недоимки используется для отражения данного факта и является внутренним документом налогового органа. При этом Кодексом не установлена обязанность налогового органа направлять либо вручать налогоплательщику указанный документ. Сроки на составление данного документа в НК РФ также не установлены.
Как следует из представленных материалов дела и установлено судом, Ахмедова П.С. с "дата" состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России по Республике Дагестан: ИНН N, дата присвоения ИНН - "дата" Действующее свидетельство - серия 05 N.
Согласно статье 388 НК РФ, Ахмедова П. С. является плательщиком земельного налога, за которой числится три земельных участка:
- "адрес", "адрес";
- "адрес", р-н "адрес"
- "адрес", мкр. "адрес".
Так, Инспекцией составлен документ о выявлении задолженности от "дата" N.
Как правильно установлено судом со ссылкой на сведения, содержащиеся в базе данных МРИ ФНС России N 14 по Республике Дагестан, Ахмедова П. С. зарегистрирована по адресу: РД, "адрес".
В адрес налогоплательщика было отправлено требование N об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) на сумму "." и пени - "." копеек, срок оплаты до "дата".
Данное требование Ахмедовой П.С. в установленный срок не исполнено, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в мировой суд за выдачей судебного приказа, который в последующем отменен в связи с поступившими от Ахмедовой П.С. возражениями.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ, требование, направленное по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В данном случае Федеральный законодатель установилпрезумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
Таким образом, в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
В связи с указанным доводы жалобы о неполучении Ахмедовой П.С. требования об уплате задолженности по земельному налогу, не могут быть приняты во внимание.
Согласно статье 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога, если иной срок не предусмотрен НК РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу представленных суду доказательств, предусмотренный ст. 70 НК РФ, налоговым органом также не нарушен.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 307-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Левашинского районного суда от 25 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ахмедовой П.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.