ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 01 февраля 2018 года по делу N 3а-9/2018г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М,
с участием представителя административного истца Магомедовой Д.А. по доверенности Рабаданова М.А,
представителя административного ответчика - Правительства Республики Дагестан по доверенности Курбаналиева Ю.М,
представителя административного ответчика - Управления Росреестра по Республике Дагестан по доверенности Рабадановой А.А,
при секретаре судебного заседания Раджабове Г.Ф,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Магомедовой Д.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Магомедова Д.А. в лице своего представителя по доверенности Рабаданова М.А. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами N, площадью "." кв.м, N, площадью "." кв.м. и N, площадью "." кв.м, расположенных по адресу: "адрес" участки "Г", "К" и "Л", равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере 4068400 руб, 1855 300 руб. и 4966900 руб. соответственно.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что установленная в отношении принадлежащих Магомедовой Д.А. земельных участков и используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость значительно превышает их рыночную стоимость на дату оценки, что нарушает права и законные интересы Магомедовой Д.А, поскольку влечет увеличение размера уплачиваемого ею земельного налога.
Представитель Магомедовой Д.А. по доверенности Рабаданов М.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики Дагестан по доверенности Курбаналиев Ю.М. в ходе судебного заседания просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы представленных в суд письменных возражений, согласно которым удовлетворение административного иска повлечет уменьшение налоговых поступлений в бюджет Республики Дагестан, установленная в отношении принадлежащих Магомедовой Д.А. земельных участков кадастровая стоимость является обоснованной, выводы представленного в суд отчета о рыночной стоимости - носящими декларативный характер, а сам отчет - не подлежащим использованию в качестве доказательства по административному делу.
Представитель Управления Росреестра по Республике Дагестан по доверенности Рабаданова А.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать.
Административный истец Магомедова Д.А. и представители привлеченных к участию в административном деле заинтересованных лиц - администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в судебное заседание не явились, в связи с чем, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административных ответчиков, допросив свидетеля, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Как следует из материалов дела, административному истцу Магомедовой Д.А. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: N, площадью "." кв.м, N, площадью "." кв.м. и N, площадью "." кв.м, расположенные по адресу: "адрес", участки "Г", "К" и "Л" соответственно, относящиеся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под производственные базы и административные здания.
Согласно представленных в суд выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 07 декабря 2017 года, в отношении принадлежащих Магомедовой Д.А. земельных участков установлена кадастровая стоимость в следующих размерах: 8937920,4 руб. ( N), 2676194,43 руб. ( N) и 9543502,5 руб. ( N).
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан".
Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков необоснованной и не соответствующей их рыночной стоимости, Магомедова Д.А. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28), при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 07.12.2017г, принадлежащие Магомедовой Д.А. земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 18 февраля 2008 года.
Учитывая, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка, чьи результаты утверждены Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13, был составлен по состоянию на 01 декабря 2012 года, датой определения кадастровой стоимости принадлежащих Магомедовой Д.А. земельных участков является дата формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, т.е. 01 декабря 2012 года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом представлен в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 06 декабря 2017 года N 119/17, выполненный оценщиком ООО "ИМА-КОМ" ФИО6, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N и N по состоянию на 01.12.2012г. составляла 4068400 руб, 1855300 руб. и 4966900 руб. соответственно.
В связи с выявленной судом математической ошибкой в расчетах при применении коэффициента 1,06 на дату предложения, оценщиком ФИО5 были проведены повторные расчеты, по результатам которых размер рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.12.2012г. составил: 4074700 руб. ( N), 1858200 руб. ( N) и 4974580 руб. ( N).
Допрошенный судом в качестве свидетеля оценщик ФИО6 изложенные в отчете N 119/17 от 06 декабря 2017 года выводы о размере рыночной стоимости принадлежащих Магомедовой Д.А. земельных участков полностью подтвердил.
Оценивая указанный отчет по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его выводы, с учетом дополнительно произведенных расчетов, обоснованными, в связи с чем, признает его допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков по состоянию на 01.12.2012г, т.е. на дату установления их кадастровой стоимости.
Установленная оценщиком методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода рыночная стоимость земельных участков, использованные объекты-аналоги, примененные корректировки, а также содержащиеся в отчете расчеты, после их уточнения, не вызывают у суда сомнений в их объективности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность сведений представленного в суд отчета о рыночной стоимости земельных участков административными ответчиками в суд не представлено, ходатайств о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков не заявлялось.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих Магомедовой Д.А. земельных участков в размерах, установленных в представленном в суд отчете об оценке рыночной стоимости N 119/17 от 06.12.2017г, с учетом дополнительно произведенных расчетов.
Факт обременения принадлежащих Магомедовой Д.А. земельных участков в виде наложенных на них арестов в рамках возбужденного уголовного дела, обстоятельством, препятствующим удовлетворению административного иска не является, поскольку действиями собственника, направленными на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, как не связанными с распоряжением указанным имуществом, наложенные в связи с арестом ограничения не нарушаются.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию в его пользу с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, т.е. с Правительства Республики Дагестан.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление Магомедовой Д.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "." кв.м, расположенного по адресу: "адрес", участок "Г", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере 4074700 (четыре миллиона семьдесят четыре тысячи семьсот) рублей, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "." кв.м, расположенного по адресу: "адрес", участок "К", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере 1858 200 (один миллион восемьсот пятьдесят восемь двести) рублей, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "." кв.м, расположенного по адресу: "адрес", участок "Л", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере 4974580 (четыре миллиона девятьсот семьдесят четыре тысячи пятьсот восемьдесят) рублей, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков считать 11 декабря 2017 года.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу Магомедовой Д.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 900 (девятьсот) рублей.
Решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 06 февраля 2018 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.