Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О,
судей Дмитриевой О.С, Сухаревой С.А,
при секретаре Арлаускас И.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ГУ МВД России по Алтайскому краю на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 27 ноября 2017 года по делу
по иску Казака Павла Олеговича к ГУ МВД России по Алтайскому краю, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю" о признании наличия выслуги лет, дающей право на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, признании права на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, признании отказа в медицинском обеспечении незаконным.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казак П.О. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Алтайскому краю, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю" о признании наличия выслуги лет, дающей право на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, признании права на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГ, после увольнения ему назначена пенсия по выслуге лет. В июле 2017 года он обратился в поликлинику ФКУЗ "МСЧ МВД России по АК" за медицинской помощью, в предоставлении которой ему было отказано по причине того, что он не прикреплен к данному медицинскому учреждению. При обращении в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю истцу было отказано в выдаче справки о выслуге лет, а также даны разъяснения, что правовые основания для прикрепления его к данному медицинскому учреждению отсутствуют, так как согласно материалам пенсионного дела стаж службы в органах внутренних дел составляет менее 20 лет.
Казак П.О. полагает, что данными действиями ответчиков нарушены его права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив требования, истец просил суд признать наличие у него выслуги лет в органах внутренних дел, дающей право на медицинское обслуживание в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю" и другие социальные гарантии, установленные для граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих выслугу 20 лет и более, в размере 20 лет 8 месяцев 20 дней, в которую подлежит включению: служба в органах внутренних дел - ДД.ММ.ГГ, служба стажером на должности госавтоинспектора отделения организации дорожного надзора отдела дорожного надзора и дорожной инспекции управления ГАИ УВД Алтайского края - ДД.ММ.ГГ, время учебы до определения на службу в ОВД в АГТУ им. И.И.Ползунова (из расчета 2 месяца обучения за один месяц службы) - ДД.ММ.ГГ, периоды практической летной подготовки в Волчанском авиационном училище летчиков ДОСААФ СССР ДД.ММ.ГГ, признать незаконным отказ ГУ МВД России по Алтайскому краю направить его на для прикрепления на медицинское обслуживание к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю", признать за ним право на социальные гарантии, установленные ч.ч. 5, 6, 8, 9, 10 ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел 20 лет и более.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 27 ноября 2017 года исковые требования Казака П.О. удовлетворены частично.
Отказ ГУ МВД России по Алтайскому краю направить Казака П.О. для прикрепления на медицинское обслуживание к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю" признан незаконным.
Признано наличие у Казака П.О. выслуги лет в органах внутренних дел, дающей право на медицинское обслуживание в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю" и другие социальные гарантии, установленные для граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих выслугу 20 лет и более, в размере 20 лет 5 месяцев 20 дней, состоящую из службы в органах внутренних дел - ДД.ММ.ГГ; время учебы до определения на службу в органы внутренних дел в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова (из расчета два месяца обучения за один месяц службы) - ДД.ММ.ГГ; периоды практической летной подготовки в Волчанском авиационном училище летчиков ДОСААФ СССР - ДД.ММ.ГГ ( ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ).
Признано право Казака П.О. на медицинское и санаторно-курортное лечение, предусмотренное ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел 20 лет и более.
В остальной части отказано.
С решением суда не согласился ответчик ГУ МВД России по Алтайскому краю, который в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия. В ч.4 данной статьи определены периоды, подлежащие включению в стаж службы для каждого конкретного случая. При этом в названной норме отдельно не предусмотрен перечень периодов службы для определения права уволенного сотрудника на медицинское обслуживание в системе МВД России. Вместе с тем, в п. 5 ч.4 ст. 38 Закона о службе указано, что для предоставления иных социальных гарантий включаются периоды, определенные Правительством Российской Федерации. До настоящего времени отсутствует нормативный акт Правительства Российской Федерации, определяющий такие периоды в соответствии с указанной нормой. Отсутствие такого нормативного акта не дает основание для применения правила исчисления выслуги лет для назначения пенсии и для определения стажа службы (выслуги лет) для медицинского обслуживания. При таких обстоятельствах время практической летной подготовки истца в Волчанском училище летчиков ДОСААФ СССР не подлежит включению в выслугу лет, дающую право на медицинское обеспечение истца.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Казак П.О. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ МВД России по Алтайскому краю Подкорытова О.А. на доводах жалобы настаивала, истец Казак П.О. и его представитель Долгов О.П. возражали против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы согласно ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Как установлено судом, Казак П.О. проходил службу в органах внутренних дел ДД.ММ.ГГ. Ему назначена пенсия в размере *** руб. Согласно расчету выслуги лет на пенсию, составленному отелом кадров УРЛС ГУ МВД России 02.10.2014, календарная выслуга лет истца на ДД.ММ.ГГ составляет ***
При этом судом установлено, что в расчет выслуги лет для назначения пенсии не включены периоды практической летной подготовки в Волчанском авиационном училище летчиков ДОСААФ СССР с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, засчитанные ранее истцу в выслугу лет решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, которым иск Казака П.О. к ГУВД по Алтайскому краю о перерасчете выслуги лет и признании права на процентную надбавку к окладу денежного содержания удовлетворен частично, признано решение комиссии ГУВД по Алтайскому краю об установлении выслуги лет для назначения процентной надбавки от ДД.ММ.ГГ в части не включения в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания периодов практической летной подготовки в Волчанском авиационном училище летчиков ДОСААФ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ незаконным, засчитаны Казаку П.О. в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания периоды практической летной подготовки в Волчанском авиационном училище летчиков ДОСААФ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В июле 2017 года истец обратился в поликлинику ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю" за медицинской помощью, в предоставлении которой ему было отказано по причине того, что он не прикреплен к данному медицинскому учреждению на медицинское обслуживание.
При обращении в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю об оформлении необходимых документов для прикрепления на медицинское обслуживание к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю" и выдаче ему справки о выслуге лет получен ответ, что правовых оснований для прикрепления на медицинское обслуживание к данному медицинскому учреждению нет, так как согласно материалам пенсионного дела стаж службы в органах внутренних дел составляет менее 20 лет.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части признания отказа ГУ МВД России по Алтайскому краю направить Казака П.О. для прикрепления на медицинское обслуживание к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю", признании права истца на медицинское обслуживание и другие социальные гарантии, установленные для граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих выслугу 20 лет и более, суд первой инстанции исходил из того, что согласно действующему пенсионному законодательству время нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФ СССР и РОСТО, а также период обучения в АГТУ им. И.И.Ползунова включается в выслугу лет для назначения пенсии. При этом суд указал, что ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ предусматривает единый порядок исчисления стажа (выслуги лет) в органах внутренних дел для различных целей, связанных как с прохождением службы в органах внутренних дел, увольнением со службы, так и при назначении пенсии за выслугу лет и представлении иных социальных пособий. Соответственно, учитывая время учебы и период практической летной подготовки в Волчанском авиационном училище летчиков ДОСААФ СССР 1 год 3 месяца 26 дней, суд пришел к выводу, что выслуга лет истца в органах внутренних дел составляет более 20 лет, в связи с чем он имеет право на медицинское и санаторно-курортное лечение.
Судебная коллегия с такими выводами суда не соглашается, полагая их не основанными на нормах права.
Частью 5 статьи 11 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 N 247-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, установленное сотрудникам частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N1232 утверждены Правила медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В п.2 указанных правил определено, что прикрепление граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, на медицинское обслуживание к медицинским организациям производится по направлению соответствующих пенсионных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 08.11.2006 N895 утверждено Положение об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России.
Согласно п.п. 7, 7.1 Положения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по направлению соответствующих пенсионных органов производится прикрепление на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России лиц, уволенных с правом на пенсию из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. При осуществлении медицинского обслуживания в медицинских учреждениях системы МВД России отдельно учитываются сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что для получения права на медицинское обслуживание в медицинских учреждениях системы МВД России сотрудник, уволенный со службы в органах внутренних дел, должен иметь право на пенсию и наличие выслуги 20 лет и более.
Как следует из материалов дела, Казаку П.О. при увольнении из органов внутренних дел была назначена пенсия за выслугу лет на основании п. "б" ст.13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей".
Согласно данной норме право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Истец был уволен со службы в органах внутренних дел 30.09.2014 с выслугой лет: в календарном исчислении ДД.ММ.ГГ, трудовой стаж ДД.ММ.ГГ, общий трудовой стаж ДД.ММ.ГГ. В календарную выслугу лет был засчитан только период службы в органах внутренних дел. В выслугу лет по такому варианту назначения пенсии не были включены периоды времени практической летной подготовки в Волчанском авиационном училище летчиков ДОСААФ СССР и обучения в АГТУ им. И.И.Ползунова.
Учитывая, что при таком варианте назначения пенсии стаж службы в органах внутренних дел истца составил 17 лет 06 месяцев 06 дней, основания для предоставления ему права на бесплатное медицинское обслуживание согласно ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ отсутствовали.
Вывод суда о необходимости включения в выслугу лет для приобретения указанной социальной гарантии периодов учебы до определения на службу в АГТУ им. И.И.Ползунова, а также периода практической летной подготовки в Волчанском авиационном училище летчиков ДОСААФ СССР со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", судебная коллегия полагает ошибочным.
Согласно п. п. 1 и 5 ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в ч. ч. 2 и 3 данной статьи; для предоставления иных социальных гарантий, к которым относится и бесплатное медицинское обслуживание - периоды, определенные Правительством Российской Федерации.
Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что периоды, включаемые в стаж службы в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и для предоставления иных социальных гарантий, определяются по-разному.
В настоящее время периоды, подлежащие включению в стаж службы (выслугу лет) для предоставления иных социальных гарантий, в том числе права на медицинское обслуживание в медицинских учреждениях системы МВД России, Правительством Российской Федерации не определены.
В связи с изложенным отсутствуют основания и для применения в данном деле положений постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, в котором указано, что в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы включается время нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФа СССР и РОСТО, - не ранее чем с 1 января 1961 года, а также в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации 12.02.1993 N 4468-1 включается время (не более 5 лет) обучения до поступления на службу.
То обстоятельство, что периоды, подлежащие включению в стаж службы для предоставления права на бесплатное медицинское обслуживание в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел Правительством Российской Федерации не определены, не дает права рассчитывать эти периоды по правилам, установленным для исчисления стажа при назначении пенсии за выслугу лет, поскольку возможность такого зачета ни Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, ни Правительством Российской Федерации не установлена.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований Казака П.О. не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика ГУ МВД России по Алтайскому краю удовлетворить.
Решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 27 ноября 2017 года в части удовлетворения исковых требований Казака Павла Олеговича отменить и принять в этой части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.