Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В,
судей Дмитриевой О.С, Варнавского В.М,
при секретаре Горской О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району Алтайского края на решение Алейского городского суда Алтайского края от 25 декабря 2017 года по делу
по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в защиту интересов Исабаевой Натальи Викторовны к Управлению социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району Алтайского края о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в интересах Исабаевой Н.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району Алтайского края о признании бездействия незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что по обращению Исабаевой Н.В. прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о занятости населения Центром занятости населения Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району.
По результатам ознакомления с личным делом получателя государственных услуг в области содействия занятости населения от 03 августа 2017 года *** Исабаевой Н.В. установлено, что гражданин обратился в ЦЗН УСЗН за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. Исабаева Н.В. была ознакомлена с тем, что зарегистрирована 03 августа 2017 года в целях поиска подходящей работы. Для подбора подходящей работы Исабаева Н.В. посещала ЦЗН УСЗН ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ.
Из карточки персонального учета Исабаевой Н.В. следует, что она имеет временную регистрацию по месту пребывания по адресу: "адрес". Дата окончания регистрации по месту пребывания - 21 декабря 2017 года.
В соответствии со статьей 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления соответствующих документов (паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации).
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
В силу приведенных норм права Исабаева Н.В. подлежала признанию безработной, поскольку у органа службы занятости не имелось возможности предоставить ей подходящую работу в течение 10 дней со дня ее регистрации в целях поиска подходящей работы с первого дня предъявления необходимых документов.
Однако Исабаева Н.В. безработной признана не была.
Таким образом, ЦЗН УСЗН по г. Алейску и Алейскому району нарушен порядок признания Исабаевой Н.В. безработной и постановки ее на регистрационный учет в качестве безработной.
Межрайонным прокурором 20 октября 2017 года в адрес начальника Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району внесено представление об устранении и недопущении нарушений действующего законодательства, которое рассмотрено, в удовлетворении представления отказано.
Полагает, что ответчиком нарушены требования законодательства о занятости населения. Указанные нарушения являются недопустимыми, так как влекут нарушение конституционного права Исабаевой Н.В. на социальную защиту от безработицы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив требования, прокурор просил суд признать бездействие Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району, выразившееся в непринятии решения о признании Исабаевой Н.В. безработной, незаконным.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 25 декабря 2017 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району Алтайского края по непринятию решения о признании Исабаевой Н.В. безработной.
В апелляционное жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы указывает, что, претендуя на статус безработного, гражданин вступает в отношения, регулируемые Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", и принимает на себя обязательства по исполнению данного закона и требований из него вытекающих, но содержащихся в иных нормативных правовых актах. В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина безработным принимается по месту его жительства. Обязанностью гражданина, вступающего в правоотношение по регистрации для присвоения ему в установленном порядке статуса безработного, является соблюдение Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, согласно которым граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила (п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Ссылаясь на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 N 105-О, от 28.02.2017 N311-О), полагает, что введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает постоянно. Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определилв Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то названным Законом определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства. Само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации. При этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания местом жительства Исабаевой Н.В. является адрес: "адрес" Поскольку решение о признании безработной принимается по месту жительства, у ответчика не имелось правых оснований для признания истца безработной.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Мищенко Е.Ю. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).
Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 предусматривает, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в статье 3 названного Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он не содержит такого основания, позволяющего не признать гражданина безработным, как наличие временной регистрации по месту пребывания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Исабаева Н.В. с 26 октября 2012 года не имеет регистрации по месту жительства.
Согласно копии паспорта истца серии ***, выданного ДД.ММ.ГГ ОВД Поспелихинского района Алтайского края, последним местом регистрации Исабаевой Н.В. являлся адрес: "адрес"
С 23 августа 2013 Исабаева Н.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.
Как следует из свидетельства N 779 о регистрации по месту пребывания, срок временной регистрации Исабаевой Н.В. по адресу: "адрес" определен с 11 августа 2017 года по 23 июня 2018 года.
Из справки о среднем заработке для определения размера пособия по безработице, выданной 31 июля 2017 года МУП "Коммунальщик" г.Алейска, следует, что материальный истец с 10 декабря 2013 года по 31 июля 2017 года работала на данном предприятии.
03 августа 2017 года Исабаева Н.В. обратилась в Центр занятости населения УСЗН по г.Алейску и Алейскому району с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Центром занятости населения УСЗН по г.Алейску и Алейскому району на Исабаеву Н.В. 03 августа 2017 года было заведено дело получателя государственных услуг в области содействия занятости населения ***.
При обращении Исабаева Н.В, кроме прочего, представила паспорт и свидетельство о регистрации по месту пребывания, справку о среднем заработке МУП "Коммунальщик" г.Алейска.
Истец посещала Центр занятости населения УСЗН по г.Алейску и Алейскому району ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, что отражено в листе учета посещений для подбора подходящей работы.
Вместе с тем, решение о признании Исабаевой Н.В, зарегистрированной в целях поиска подходящей работы, безработной не позднее 11 дней со дня предъявления в УСЗН по г.Алейску и Алейскому району необходимых документов в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", принято не было из-за отсутствия у истца постоянной регистрации по месту жительства.
Алейским межрайонным прокурором 20 октября 2017 года в адрес начальника Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району внесено представление об устранении и недопущении нарушений действующего законодательства в сфере занятости населения.
Как следует из ответа Управления социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району N 5856 от 14 ноября 2017 года, у центра занятости населения управления социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району не имеется правовых оснований для признания Исабаевой И.В. безработной. В случае вынесения решения судом об определении места жительства Исабаевой И.В. по адресу временного пребывания и признания её безработной, центром занятости населения Исабаева Н.В. будет поставлена на учет в качестве безработной с выплатой пособия по безработице.
Разрешая при указанных обстоятельствах заявленные требования и признавая бездействие ответчика по непринятию решения о признании Исабаевой Н.В. безработной незаконным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наличие временной регистрации по месту жительства само по себе не может являться основанием для отказа в признании лица безработным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому района об обратном не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку направлены на иное толкование норм материального права, с которым судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства.
В силу положений ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, предусмотрено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из анализа указанных норм следует, что регистрация по месту жительства не входит в понятие места жительства и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основании других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Ссылка в апелляционной жалобе на определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 N 105-О и от 28.02.2017 N311-О является неправомерной. В определениях содержится правовая позиция, согласно которой введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Данная правовая позиция не означает, что учет безработных возможен только при наличии у гражданина регистрации по месту жительства.
Более того, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N311-О отражено, что абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Данная правовая позиция не противоречит выводам суда первой инстанции, которым установлено, что на момент обращения в Управление социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району Алтайского края Исабаева Н.В. постоянно проживала в г.Алейске, по адресу: "адрес", то есть в районе деятельности указанного отдела, иной регистрации по месту жительства не имела. В связи с чем оснований для отказа в ее регистрации в качестве безработной не имелось.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого решения, данные доводы являлись предметом исследования в суде первой инстанции, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району Алтайского края на решение Алейского городского суда Алтайского края от 25 декабря 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.