Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А,
судей Запаровой Я.Е, Новиковой Н.В,
при секретаре Клименко А.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Ушакова А. А.ча на решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 ноября 2017 года по делу по административному иску
Ушакова А. А.ча к Государственной инспекции Алтайского края и отделу жилищного надзора по городу Бийску Государственной инспекции Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Новиковой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ушаков А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу жилищного надзора по городу Бийску Государственной инспекции Алтайского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от дачи ответа на обращение, а также возложении на административного ответчика обязанности дать письменный ответ по существу поставленных вопросов.
В обоснование требований указано, что 29 августа 2017 года Ушаков А.А. направил административному ответчику заказным письмом обращение о проведении в отношении ООО "УК "БиКо-Центр" проверки на предмет соблюдения правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме по адресу: "адрес", а также по иным вопросам со ссылкой на бездействие управляющей организации. Административный истец полагал, что в нарушение ст.ст. 8, 10, 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" административным ответчиком не обеспечено объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения данного обращения, письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов не дан, чем нарушено право Ушакова А.А, предусмотренное ст. 5 указанного Федерального закона, а также право на законность действий органов власти и принятие ими надлежащих мер.
Определением судьи к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Государственная инспекция Алтайского края.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 20 ноября 2017 года Ушакову А.А. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе Ушаков А.А. просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, полагая, что им не дана надлежащая правовая оценка судом. Дополнительно указывает на то, что ссылки суда первой инстанции на п. 2.4 Порядка рассмотрения обращений граждан в Государственной инспекции Алтайского края, утвержденного приказом Государственной инспекции Алтайского края от 30 сентября 2013 года ***, и на распечатки из автоматизированной системы делопроизводства административного ответчика несостоятельны, поскольку данный Порядок без доказательств его исполнения не может подтверждать отправку ответа заявителю. Согласно ответу ФГУП "Почта России" на запрос административного истца за период с 29 августа 2016 года по 27 ноября 2017 года от административного ответчика в адрес Ушакова А.А. почтовых отправлений не значится. Кроме того, согласно сведениям с официального сайта ФГУП "Почта России", обращение Ушакова А.А. получено отделом жилищного надзора по г. Бийску 08 сентября 2017 года, однако административный ответчик продолжает утверждать, что обращение административного истца было получено 14 сентября 2017 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ), который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного закона.
Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ.
Порядок рассмотрения обращения установлен статьей 10 поименованного закона, согласно которой должностное лицо дает подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1, часть 3 указанной статьи).
В соответствии с п. 1.1 Положения о Государственной инспекции Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 25 июля 2014 года N 107, Государственная инспекция Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим, в том числе региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством (в том числе требований об использовании и обеспечении сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности), законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами; лицензионный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Порядок рассмотрения обращений граждан в вышеназванный орган исполнительной власти утвержден приказом Государственной инспекции Алтайского края от 30 сентября 2013 года N 97.
Согласно п. 2.4 указанного Порядка по результатам рассмотрения обращения по существу поставленных в нем вопросов в течение 30 календарных дней со дня его регистрации, если не установлен более короткий срок его рассмотрения (исполнения), ответственным специалистом подготавливается ответ гражданину, а также (при необходимости) письмо с информацией о результатах рассмотрения обращения в адрес органа, направившего его в инспекцию. Ответ на обращение в день его подписания регистрируется в автоматизированной системе делопроизводства и отправляется гражданину специалистами отдела организационного и документационного обеспечения.По смыслу приведенных нормативных положений, обращение гражданина с целью получения информации от государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц подлежит обязательному рассмотрению, а ответ на него направляется по адресу, указанному в обращении.
Таким образом, право на своевременное получение ответа по результатам рассмотрения поданного обращения носит формальный характер.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14 сентября 2017 года Государственной инспекцией Алтайского края зарегистрировано обращение Ушакова А.А, адресованное в отдел жилищного надзора по городу Бийску, в котором административный истец просил: 1) провести проверку на предмет соблюдения правил предоставления коммунальных услуг ООО "УК "БиКо-Центр", в многоквартирном доме по адресу: "адрес"; 2) принять меры в отношении организаций, ответственных за необеспечение в квартире административного истца горячего полотенцесушителя в ванной комнате и горячей воды из крана горячей воды в ночное время суток без длительного слива холодной воды; 3) провести проверку на предмет качества и соответствия нормам и правилам проведенного в 2008 году капитального ремонта крыши указанного многоквартирного дома; 4) привлечь к ответственности управляющую организацию в связи с ее бездействием с 2015 года и подверганием опасности жителей указанного дома; 5) провести проверку на предмет осуществления управляющей организацией всех необходимых действий и принятию всех необходимых мер к устранению опасности для жителей дома.
19 сентября 2017 года отделом жилищного надзора по городу Бийску Государственной инспекции Алтайского края в ООО "УК "БиКо-Центр" были запрошены информация и документы, необходимые для разрешения обращения Ушакова А.А.
По результатам рассмотрения обращения Ушакова А.А. административным ответчиком подготовлен ответ от 11 октября 2017 года ***, в котором содержались сведения, полученные от ООО "УК "БиКо-Центр", а также вывод отдела жилищного надзора по г. Бийску об отсутствии оснований для принятия мер административного характера к управляющей организации. По вопросу проведения проверки качества и соответствия действующим нормам проведенного капитального ремонта крыши и проведения проверки системы горячего водоснабжения жилого дома, и принятия решения о ее устройстве, а также необходимости реконструкции с целью обеспечения горячего состояния полотенцесушителя в летний период времени и в ночное время суток отопительного периода сообщено, что указанные работы не входят в сферу компетенции инспекции.
11 октября 2017 года данный ответ был зарегистрирован в автоматизированной системе делопроизводства, что подтверждается информацией, представленной административным ответчиком в виде распечатки из автоматизированной системы делопроизводства Государственной инспекции Алтайского края (л.д. 26).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отделом жилищного надзора по г. Бийску Государственной инспекций Алтайского края обращение Ушакова А.А. рассмотрено в соответствии с вышеназванными положениями Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан", при этом права, свободы и законные интересы административного истца нарушены не был, поскольку письменный ответ направлен в адрес Ушакова А.А.
С данными выводами суда нельзя согласиться, поскольку анализ фактических обстоятельств дела, норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оценка представленных сторонами доказательств приводит к тому, что обращение административного истца не было рассмотрено в соответствии с действующим законодательством.
В материалах по письменному обращению Ушакова А.А. имеется ответ отдела жилищного надзора по г. Бийску Государственной инспекций Алтайского края от 11 октября 2017 года ***, однако, каких-либо доказательств, подтверждающих его направление или вручение Ушакову А.А, в частности, список или реестр почтовых отправлений с отметкой ФГУП "Почта России" о принятии простой почтовой корреспонденции либо других документов, фиксирующих передачу ответа для его отправки или вручение ответа непосредственно обратившемуся гражданину, административным ответчиком представлено не было.
При этом административный истец продолжает указывать на то, что от административного ответчика ему никаких писем не поступало.
Для проверки доводов апелляционной жалобы судом направлены запросы административным ответчикам и на Почту России.
Согласно ответу Бийского почтамта ОСП УФПС Алтайского края - филиала ФГУП "Почта России" от 19 февраля 2018 года N 8.6.16.3.16-70/232з из отдела жилищного надзора по г. Бийску Государственной инспекций Алтайского края за период с 11 октября 2017 года по 14 февраля 2018 года на имя Ушакова А.А. (адрес: "адрес", "адрес") регистрируемых почтовых отправлений не поступало. По простой корреспонденции информацию предоставить не представляется возможным, так как она не регистрируется. Отдел жилищного надзора по городу Бийску письмом от 22 февраля 2018 года *** сообщил суду об отсутствии документов, фиксирующих передачу ответа для отправки.
Само по себе присвоение исходящего номера подготовленному ответу не свидетельствует о доказанности факта его направления Ушакову А.А.
На основании вышеизложенного нельзя признать обоснованным вывод суда об отсутствии бездействия административного ответчика, выразившегося в ненадлежащем рассмотрении обращения административного истца, поскольку он не основан на доказательствах.
Согласно вышеприведенным нормам права надлежащим рассмотрением обращения является не только своевременная подготовка ответа уполномоченным должностным лицом, но и его своевременное направление лицу, обратившемуся в государственные органы или органы местного самоуправления.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие направление отделом жилищного надзора по г. Бийску Государственной инспекции Алтайского края ответа от 11 октября 2017 года *** в адрес Ушакова А.А, нельзя говорить и о надлежащем рассмотрении его обращения.
Кроме того, судебная коллегия не соглашается с выводом суда об отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемым бездействием нарушены права и законные интересы Ушакова А.А.
Из материалов дела следует, что право административного истца на своевременное получение ответа по результатам рассмотрения его обращения было нарушено. С учетом срока допущенного бездействия, нельзя прийти к выводу о том, что права Ушакова А.А, который долгое время был лишен информации о результатах рассмотрения его обращения и возможности восстановления нарушенных прав, не затронуто оспариваемым бездействием.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и принятия нового решения о признании незаконным бездействия отдела жилищного надзора по городу Бийску, выразившегося в ненадлежащем рассмотрении обращения Ушакова А.А. по вопросу нарушения лицензионных требований ООО "УК "БиКо-Центр", а также возложении на административного ответчика обязанности направить Ушакову А.А. ответ на его обращение, сообщить суду об исполнении решения по настоящему делу в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, то есть со дня вынесения настоящего определения.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 ноября 2017 года отменить и принять по административному делу новое решение.
Признать незаконным бездействие отдела жилищного надзора по городу Бийску Государственной инспекции Алтайского края, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращения Ушакова А. А.ча по вопросу нарушения лицензионных требований обществом с ограниченной ответственностью "УК "БиКо-Центр".
Возложить на отдел жилищного надзора по городу Бийску Государственной инспекции Алтайского края обязанность направить Ушакову А. А.чу ответ на его обращение и сообщить об исполнении решения суду в течение одного месяца со дня вынесения настоящего определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.