Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П,
судей Титовой В.В, Копцевой Г.В,
при секретаре Ждановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Антименко Ф. В. на решение Табунского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2017 года по делу по административному иску
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Алтайскому краю к Антименко Ф. В. о взыскании налога, пеней.
Заслушав доклад судьи Копцевой Г.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Алтайскому краю (далее - МИФНС России N 9 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Антименко Ф.В. налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 15 837 руб. и пени в размере 358 руб. 98 коп.; транспортного налога за 2015 год в размере 49 руб. и пени в размере 1 руб. 11 коп.; земельного налога за 2015 год в размере 36 509 руб. и пени в размере 827 руб. 53 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Антименко Ф.В. является плательщиком названных налогов, поскольку ему на праве собственности принадлежат:
- здание, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый ***,
- квартира, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый ***,
- здание, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый ***,
- здание, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый ***;
- земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый ***,
- земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый ***,
- земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый ***, а также мотоцикл " "... "" государственный регистрационный знак ***. Административному ответчику направлялось требование о необходимости уплатить указанные суммы налогов и пеней, однако добровольно налоги и пени уплачены не были. ДД.ММ.ГГ мировым судьей судебного участка Табунского района Алтайского края вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с чем, налоговый орган обратился в районный суд с административным исковым заявлением.
Решением Табунского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2017 года требования налогового органа удовлетворены, с Антименко Ф.В. в пользу МИФНС России N9 по Алтайскому краю взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 49 руб, пеня в размере 1 руб. 11 коп, недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 36 509 руб, пеня в размере 827 руб. 53 коп, недоимка по налогу на имущество физического лица за 2015 год в сумме 15 837 руб, пеня в размере 358 руб. 98 коп. С Антименко Ф.В. взыскана государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 1 807 руб. 48 коп.
В апелляционной жалобе Антименко Ф.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что налоговым органом неверно произведен расчет пени по земельному налогу и налогу на имущество физического лица; административный истец не представил доказательств того, что административный ответчик получил налоговое уведомление, представленный список внутренних почтовых отправлений не может являться таковым, поскольку доказательством вручения почтового отправления может являться лишь почтовое уведомление.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца МИФНС России N 9 по Алтайскому краю и административный ответчик Антименко Ф.В. не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что по делу установлено наличие у Антименко Ф.В. задолженности за 2015 год по оплате налога на имущество физических лиц в размере 15 837 руб, по транспортному налогу в размере 49 руб, по земельному налогу в размере 36 509 руб. порядок и сроки взыскания которых соблюдены.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда является обоснованным и соответствует обстоятельствам административного дела.
Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ч. 1 ст. 399 Налогового кодека Российской Федерации).
Как указано в ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 409 Налогового кодека Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года (на момент возникновения правоотношений), следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые ставки по налогу на имущество на территории г. "... " установлены решением "... " городского собрания депутатов "Об установлении и введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город "... " Алтайского края" *** от ДД.ММ.ГГ; на территории с. "... " решением сельского совета депутатов "... " района Алтайского края "О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования "... " сельсовет "... " района Алтайского края" *** от ДД.ММ.ГГ; на территории "... " решением сельского Собрания депутатов "... " сельсовета "... " района Алтайского края "О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования "... " сельсовет "... " района" *** от ДД.ММ.ГГ.
Транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются мотоциклы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу п.п. 1, 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края".
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой (ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст.ст. 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Уплата земельного налога на территории города "... " регулируется решением "... " городского Собрания депутатов Алтайского края "Об установлении и введении земельного налога на территории муниципального образования город "... "" *** от ДД.ММ.ГГ; на территории с. "... " решением Совета депутатов "... " сельского совета "... " района Алтайского края "О введении земельного налога на территории муниципального образования "... " сельсовет "... " района Алтайского края" *** от ДД.ММ.ГГ
Как усматривается из материалов дела, верно установлено судом, в 2015 году Антименко Ф.В. являлся собственником здания, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый ***, квартиры, расположенной по адресу: "адрес", кадастровый ***, здания, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый ***, здания, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый ***; земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый ***, земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый ***, земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый ***, а также мотоцикла " "... "" государственный регистрационный знак ***.
С учетом налоговой базы и ставок налог на имущество физического лица за 2015 год составил 15 837 руб. (( "... "), что соответствует сумме налога, указанного в уведомлении *** от ДД.ММ.ГГ.
С учетом налоговых ставок и мощности двигателей транспортный налог за 2015 год составил 49 руб. ( "... "), что соответствует сумме налога, исчисленного к оплате в налоговом уведомлении *** от ДД.ММ.ГГ.
С учетом налоговой базы и ставок земельный налог за 2015 год составил 36 509 руб. (( "... ")), что соответствует сумме налога, указанного в уведомлении *** от ДД.ММ.ГГ.
Поскольку Антименко Ф.В. является налогоплательщиком, в его адрес налоговый орган направлял уведомление *** от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается списком заказных писем ***. Следовательно, у него возникла обязанность по уплате налогов за 2015 год.
В связи с неуплатой в установленный законом срок налогов в адрес Антименко Ф.В. ДД.ММ.ГГ направлялось требование ***, что подтверждается списком заказных писем ***, в котором установлен срок исполнения обязанности по уплате налогов за соответствующий год, а именно до ДД.ММ.ГГ.
Указанное требование исполнено не было, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который определением этого же мирового судьи от ДД.ММ.ГГ отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями. Административный иск о взыскании задолженности по налогам, пени подан налоговым органом в районный суд ДД.ММ.ГГ.
Следовательно, административным истцом соблюден установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов, а также сроки для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования административного истца о взыскании недоимок за 2015 год по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу, по земельному налогу, поскольку в деле имеются доказательства направления в адрес налогоплательщика уведомления и соответствующего требования об уплате налогов.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Из материалов дела усматривается, что административным истцом принимались меры для взыскания недоимки по налогу на имущество физического лица с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на сумму 15 837 руб, соответственно сумма пени за указанный период составляет 358 руб. 98 коп. (( "... "); по земельному налогу с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на сумму 36 509 руб, соответственно сумма пени за указанный период составляет 827 руб. 53 коп. (( "... ")); по транспортному налогу с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на сумму 49 руб, соответственно сумма пени за указанный период составляет 1 руб. 11 коп. ( "... ").
Следовательно, вопреки доводам жалобу суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований административного истца в части взыскания пеней по указанным выше налогам.
Как следует из ч. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, довод жалобы о том, что представленный административным истцом список внутренних почтовых отправлений не может являться доказательством подтверждающим факт получения административным ответчиком налогового уведомления, является несостоятельным.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения районного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, в резолютивной части решения ошибочно указано на взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета, тогда как она подлежит взысканию в доход местного бюджета. В связи с чем, резолютивная часть решения в этой части подлежит уточнению.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Табунского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Антименко Ф. В. - без удовлетворения.
Уточнить абзац 4 резолютивной части решения, указав на взыскание государственной пошлины в доход местного бюджета.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.