Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П,
судей Титовой В.В, Ковалюк Л.Ю,
при секретаре Ждановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Шиголиной О. И. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 июня 2017 года
по делу по административному исковому заявлению Шиголиной О. И. к начальнику Управления социальной защиты населения по городу Рубцовску и Рубцовскому району Ерошкиной М. Г, Управлению социальной защиты населения по городу Рубцовску и Рубцовскому району о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Шиголина О.И. обратилась в суд с административным иском к начальнику Управления социальной защиты населения по городу Рубцовску и Рубцовскому району (далее - УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району) Ерошкиной М.Г, УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району о признании незаконными действий по побуждению и понуждению административного истца написать заявление об отказе от ежемесячной выплаты, установленной ст.4.1 Федерального закона N2-ФЗ от 10 января 2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне".
В обоснование требований указано, что Шиголина О.И. признана подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (суммарная (накопленная) эффективная доза облучения 5 - 25 сЗв (бэр), "категория Б"). В 2011 году ей присвоено звание "Ветеран труда Алтайского края". По этим основаниям она получала установленные льготы, компенсации и меры социальной поддержки. 27 января 2017 года в газете "РТВ-3 представляет" N3 (1205) Шиголина О.И. прочитала интервью начальника УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району Ерошкиной М.Г. "Льготникам предстоит сделать выбор", где административный ответчик рассказывала о Законе Алтайского края от 30 ноября 2016 года N87-ЗС, согласно которому можно получать льготы только по одному основанию. 30 января 2017 года административный истец обратился в УСЗН по г.Рубцовску и Рубцовскому району, работники которого подтвердили, что указанный закон вступил в силу, и с 01 января 2017 года Шиголина О.И. имеет право только на одну льготу по своему выбору, а от второй льготы она должна отказаться. Заявление административного истца о предоставлении льгот как ветерану труда специалисты УСЗН по г.Рубцовску и Рубцовскому району не принимали до тех пор, пока она не принесет расписку из Пенсионного фонда об отказе от ежемесячной денежной выплаты по Семипалатинскому полигону. В конце февраля 2017 года административный истец написал заявление о восстановлении ежемесячной денежной выплаты по Федеральному закону N2-ФЗ. 02 марта 2017 года в Рубцовской городской газете "Местное время" N16 была размещена официальная информация председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания А. Романенко о том, что все "семипалатинцы" получат причитающиеся им компенсации с перерасчетом с 1 января 2017 года по всем основаниям, которые им предписаны федеральным и краевым законами. 12 апреля 2017 года Шиголина О.И. получила справку УПФР в г.Рубцовске Алтайского края, согласно которой ей не была начислена ежемесячная денежная выплата по Федеральному закону N2-ФЗ за 27 дней февраля 2017 года. Административный истец полагала, что в результате неправомерных действий начальника УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району Ерошкиной М.Г, а также специалистов возглавляемого ею Управления, нарушено право Шиголиной О.И. на получение в полном объеме льгот и выплат по обоим имеющимся основаниям.
Определением судьи от 22 мая 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края (далее - УПФР в г.Рубцовске и Рубцовском районе).
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 июня 2017 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Шиголина О.И. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, а также вынести частные определения в адрес административных ответчиков. В обоснование ссылается на доводы, изложенные при обращении в городской суд, полагая, что им не дана надлежащая правовая оценка. В дополнение указывает на то, что вывод суда о самостоятельно принятом административным истцом решении об отказе от ежемесячной денежной выплаты не соответствует обстоятельствам дела, поскольку и в интервью Ерошкиной М.Г, и в информации, имеющейся в помещениях УСЗН по г.Рубцовсу и Рубцовскому району, содержится однозначный вывод не о праве, а об обязанности сделать выбор между льготами. Также Шиголина О.И. обращает внимание на то, что УСЗН по г.Рубцовсу и Рубцовскому району регулярно осуществляло выплату компенсаций как ветерану труда за предыдущий месяц до 20-21 числа текущего месяца. Однако в январе такой выплаты не было, поскольку в декабре 2016 года пенсионным фондом Шиголиной О.И. была перечислена ежемесячная денежная выплата за январь 2017 года, предусмотренная Федеральным законом N2-ФЗ. В связи с этим, чтобы не потерять льготы как ветеран труда, административный истец был вынужден обратиться в УСЗН по г.Рубцовсу и Рубцовскому району за их повторным назначением. Шиголина О.И. полагает, что вывод суда о законности действий административных ответчиков с момента вступления в силу Закона Алтайского края N87-ЗС от 30 ноября 2016 года и до официального толкования положений закона в постановлении Алтайского краевого Законодательного Собрания N40 от 27 февраля 2017 года является незаконным и необоснованным, поскольку право ветеранов получать меру социальной поддержки и по краевому и по федеральному законам уже было официально разъяснено постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов N110 от 09 марта 2005 года, которое продолжало действовать вплоть до принятия постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания N40 от 27 февраля 2017 года.
В возражениях относительно апелляционной жалобы начальник УСЗН по г.Рубцовску и Рубцовскому району Ерошкина М.Г, УСЗН по г.Рубцовску и Рубцовскому району просят решение суда оставить без изменения, указывают на необоснованность жалобы.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что административные ответчики действовали в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, решение об отказе от получения ежемесячной денежной выплаты принято административным истцом самостоятельно.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении социальной защиты населения по городу Рубцовску и Рубцовскому району, утвержденного приказом Главного управления по труду и социальной защите от 16 ноября 2016 года N 556, и действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району является территориальным органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим на территории города Рубцовска и Рубцовского района правоприменительные функции, функции по реализации государственной политики, связанной с оказанием государственных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Алтайского края, демографического развития Алтайского края, преодоления последствий радиационного воздействия на население Алтайского края ядерных испытаний и космической деятельности, а также функции по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 1.2 Положения в своей деятельности УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы по труду и занятости, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края, постановлениями Алтайского краевого Законодательного Собрания, указами и распоряжениями Губернатора Алтайского края, правовыми актами Правительства Алтайского края, иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.
В силу п. 2.6 Положения Управление организует и обеспечивает социальную защиту, социальное обеспечение, социальную поддержку и социальное обслуживание определенных законодательством Российской Федерации и Алтайского края категорий граждан в рамках полномочий, переданных субъектам Российской Федерации, и собственных полномочий Алтайского края, в том числе путем предоставления им государственных услуг.
Согласно п. 2.16 Положения Управление в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края, организует и осуществляет, в том числе, прием граждан по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Управления, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
В соответствии с п. 2.3.8 Положения с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району имеет право давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром труда и социальной защиты Алтайского края (п. 3.1 Положения).
В соответствии с п. 1.5 должностного регламента начальника УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району, начальник управления руководит управлением, координирует и контролирует его деятельность.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
В ст. 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (ред. от 19 июня 2014 года, с изм. от 18 декабря 2015 года) перечислены меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Согласно ст. 4 данного Закона установлено, что ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается уполномоченным органом по месту жительства (месту пребывания) в сфере социальной защиты населения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N 61-ЗС в первоначальной редакции при наличии у тружеников тыла и ветеранов труда права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно постановлению Алтайского краевого Совета народных депутатов от 09 марта 2005 года N 110 "Об официальном толковании ч. 1 ст. 6 закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", утратившему силу 27 февраля 2017 года, ветераны труда и труженики тыла, имеющие также статус лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны одновременно получать ежемесячные денежные выплаты, установленные ст. 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ и ст. 4 Закона Алтайского края.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 года N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан", вступившего в силу с 01 января 2017 года, внесены изменения в Закон Алтайского края от 03 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
Согласно новой редакции часть 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N 61-ЗС изложена следующим образом: "Гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка (далее - льготные категории), меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством".
27 февраля 2017 года Алтайским краевым Законодательным Собранием принято постановление N40 "Об официальном толковании ч. 1 ст. 5 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" и ч.1 ст.6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов"".
Согласно п. 1 данного постановления ветераны труда Алтайского края, имеющие также статус лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право одновременно получать ежемесячные денежные выплаты, установленные ст. 4.1 Федерального закона N2-ФЗ и ежемесячные денежные выплаты, установленные ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС. Кроме того, указанные лица имеют право получать меры социальной поддержки, установленные Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленная ст.3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС, предоставляется указанным лицам в случае, если они не являются получателями данной меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 2-ФЗ.
Согласно п. 3 постановления оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Шиголина О.И. является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, суммарная (накопленная) эффективная доза облучения 5-25 сЗв (бэр), что подтверждается удостоверением серии *** *** от ДД.ММ.ГГ.
Кроме того, согласно удостоверению серии *** *** от ДД.ММ.ГГ, административный истец является ветераном труда Алтайского края.
В связи с этим Шиголина О.И. получает ежемесячные денежные выплаты по двум указанным основаниям, в том числе, на неё распространяются меры социальной поддержки, установленные Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС.
27 января 2017 года в газете "РТВ-3 представляет" N3 (1205) опубликовано интервью начальника УСЗН по г.Рубцовску и Рубцовскому району Ерошкиной М.Г, в котором даны разъяснения изменений, внесенных Законом Алтайского края от 30 ноября 2016 года N 87-ЗС в законы Алтайского края в части предоставления мер социальной поддержки. Указано, что изменения закрепляют право граждан, одновременно относящихся к нескольким льготным категориям на получение мер социальной поддержки в объеме, установленном для одной категории по их выбору. Разъяснены два возможных варианта для льготника со ссылкой на то, что решение каждый из них будет принимать самостоятельно.
30 января 2017 года при обращении Шиголиной О.И. в УСЗН по г.Рубцовску и Рубцовскому району административный истец получил в письменном виде информацию для льготных категорий граждан, соответствующую по содержанию вышеприведенной статье. За получением консультации по данному вопросу Шиголина О.И. к какому-либо специалисту не обращалась, что подтверждается её письменными пояснениями. В пояснении указано, что 30 января 2017 года перед льготниками с соответствующей информацией выступала, как полагает Шиголина О.И, сотрудница УСЗН по г.Рубцовску и Рубцовскому району.
В тот же день Шиголина О.И. подала в Пенсионный фонд заявление об отказе от ежемесячной денежной выплаты по Федеральному закону N2-ФЗ и обратилась в УСЗН по г.Рубцовску и Рубцовскому району с заявлением для предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что подтверждается расписками-уведомлениями.
Согласно справке ГУ - УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе с 01 февраля 2017 года Шиголиной О.И. прекращена ежемесячная денежная выплата как гражданину, получившему суммарную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), на основании её заявления об отказе от выплат от 30 января 2017 года, с 28 февраля 2017 года выплата назначена вновь по заявлению административного истца от 28 февраля 2017 года.
В связи с вступившим в законную силу постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 27 февраля 2017 года N40 УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району выплатило Шиголиной О.И. компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за январь, февраль, март 2017 года в сумме "данные изъяты"
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что административные ответчики действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в рамках установленных полномочий.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Шиголина О.И. приняла решение об отказе от ежемесячных денежных выплат самостоятельно, поскольку доказательства понуждения административного истца к принятию данного решения отсутствуют.
Довод жалобы о том, что специалисты УСЗН по "адрес" и "адрес" не принимали заявление Шиголиной О.И. о предоставлении льгот до тех пор, пока она не принесет расписку из Пенсионного фонда об отказе от выплат, не подтверждается материалами дела.
Ссылка административного истца на то, что в январе 2017 года УСЗН по г.Рубцовсу и Рубцовскому району не осуществило выплату компенсаций за предыдущий месяц, не свидетельствуют о незаконности решения суда.
Кроме того, не влияет на законность решения суда и тот факт, что постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов N110 от 09 марта 2005 года продолжало действовать до 27 февраля 2017 года, поскольку данным нормативным правовым актом дано толкование положений ч.1 ст.6 Закона Алтайского края N61-ЗС до внесения указанных изменений.
В силу п.1 ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку в настоящем деле такой совокупности обстоятельств не имеется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
Требование административного истца о вынесении частных определений в отношении административных ответчиков не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебной коллегией не усматривается оснований для вынесения частных определений.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шиголиной Ольги Ильиничны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Хильчук Н.А. Дело ***а-2071/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ "адрес"
Судебная коллегия по административным делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П,
судей Титовой В.В, Ковалюк Л.Ю,
при секретаре Ждановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Шиголиной О. И. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по административному исковому заявлению Шиголиной О. И. к начальнику Управления социальной защиты населения по городу Рубцовску и "адрес" Ерошкиной М. Г, Управлению социальной защиты населения по городу Рубцовску и "адрес" о признании действий незаконными, вынесении частного определения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Шиголиной О. И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.