Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П,
судей Ковалюк Л.Ю, Копцевой Г.В,
при секретаре Ждановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 октября 2017 года по административному делу по административному иску Коноваловой Г. А. к комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Копцевой Г.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коновалова Г.А. обратилась в суд с административным иском к комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - Комитет), с учетом уточнения просила:
признать незаконным отказ Комитета от ДД.ММ.ГГ *** в отмене красных линий на топографическом плане земельного участка, расположенного по адресу: "адрес";
возложить на Комитет обязанность отменить красные линии на топографическом плане земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с существующей топографической основой земельных участков от ДД.ММ.ГГ.
Заявленные требования обоснованы тем, что с ДД.ММ.ГГ по настоящее время отец административного истца К.А.Г. проживает в доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью "... " га по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГ указанный жилой дом подарен административному истцу, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГ. ДД.ММ.ГГ Управлением Росреестра по Алтайскому краю зарегистрировано право аренды Коноваловой Г.А. на земельный участок по названному адресу. При рассмотрении гражданского дела по иску Коноваловой Г.А. о признании права собственности на земельный участок, последней получен топографический план земельного участка, на котором Комитетом красными линиями обозначено перспективное расширение "адрес". В результате нанесения красной линии земельный участок, на котором расположен плановый жилой дом, оказались за границей квартала. ДД.ММ.ГГ Коноваловой Г.А. подано в заявление в Комитет об удалении красной линии с топографического плана земельного участка по "адрес", переносе красной линии с топографического плана названного земельного участка на территорию общего пользования по "адрес" вдоль земельных участков по "адрес", и вдоль земельного участка на "адрес". В качестве обоснования нанесения красных линий на топографический план Комитет сослался на п.п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации без указания на то, кем, когда и на каком основании нанесены красные линии. Ссылаясь на положения ст.ст. 1, 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации административный истец считает незаконным отказ Комитета, поскольку нанесение красных линий осуществлено в отсутствие законных оснований, без проведения публичных слушаний и учета расположения принадлежащего Коноваловой Г.А. жилого дома.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 30 октября 2017 года административные исковые требования удовлетворены в части. Признаны незаконными действия Главного управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Барнаульского городского совета народных депутатов по установлению красной линии через земельный участок и жилой дом по адресу: "адрес". В остальной части в удовлетворении требований отказано. С Комитета по строительству в пользу Коноваловой Г.А. взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что по имеющимся в Комитете данным красные линии в районе спорного земельного участка были установлены проектом детальной планировки юго-западной части Центрального района г. Барнаула, данный проект утвержден решением исполнительного комитета Барнаульского городского совета народных депутатов от 20 июля 1978 года N 465. Согласно утвержденному проекту детальной планировки спорный земельный участок находится в профиле ул. "... " на территории общего пользования. В соответствии со ст. 10 Закона СССР от 13 декабря 1968 года N 3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик" предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. Приступать к использованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается. Таким образом, земельный участок был использован без установления границ в натуре (на местности), поэтому план детальной планировки был утвержден без спорного земельного участка. Пересчет красных линий в районе спорного земельного участка был осуществлен комитетом ДД.ММ.ГГ, утвержден главным архитектором г. Барнаула, красные линии рассчитаны и занесены в книгу красных линий Комитета. Проект границ был утвержден только ДД.ММ.ГГ постановлением администрации г. Барнаула ***, согласно которому определены границы земельного участка площадью "... " га для эксплуатации жилого дома по адресу: "адрес". Кроме того, были установлены ограничения прав на земельный участок. Считает, что красная линия, установленная в "... " году, и пересчитанная в "... " году, является законной, и поскольку административный истец не является собственником земельного участка, то нарушений ее прав не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Коновалова Г.А. просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела (п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подается в суд в письменной форме и подписывается административным истцом. В исковом заявлении должны быть указаны (в числе прочего) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение обстоятельств и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.
Принятие административного искового заявления осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основания и предмет административного иска определяет административный истец.
Суд не обладает правом без согласия административного истца изменить основания или предмет административных исковых требований, заявленных административным истцом.
В силу ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела усматривается, что в судебном заседании 09 октября 2017 года к производству суда было принято уточненное административное исковое заявление Коноваловой Г.А, в котором заявлены требования о признании незаконным отказа Комитета от ДД.ММ.ГГ *** и возложении на Комитет обязанности отменить красные линии на топографическом плане земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (т. 1 л.д. 118-122, 139-140).
Каких-либо последующих изменений исковых требований в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не заявлялось.
Обращаясь в суд, Коновалова Г.А. не просила признать незаконными действия Главного управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Барнаульского городского совета народных депутатов по установлению красной линии через земельный участок и жилой дом по адресу: "адрес", признанных таковыми в резолютивной части решения суда.
В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что судом разрешены требования, не заявленные административным истцом.
Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда.
Судебная коллегия также не соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным отказа комитета по строительству, архитектуре и развития города Барнаула от ДД.ММ.ГГ ***.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), со ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, утверждаются в составе проекта планировки территории (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также проекта межевания территории (п.п. 1, 2 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории (ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 56 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края", принятому решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года N 789, администрация города в том числе организует подготовку Генерального плана городского округа и разработку на основании него документации по планировке территории городского округа, разрабатывает правила землепользования и застройки.
В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 8 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N 834, принятие решений о подготовке документации по планировке территории отнесено к полномочиям администрации г. Барнаула в области землепользования и застройки.
В силу ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 42 Правил землепользования и застройки постановление о подготовке документации по планировке территории принимается администрацией г. Барнаула по собственной инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц по подготовке документации по планировке территории.
В отсутствие утвержденных проектов планировки территории установление красных линий может осуществляться путем подготовки и утверждения чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры. Состав, порядок подготовки и утверждения чертежей красных линий утверждается постановлением администрации города Барнаула (п. 5 ст. 38 Правил землепользования и застройки). Такое постановление администрацией города Барнаула в настоящее время не принято.
Согласно п.п. 4.4, 4.6 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", (далее - Инструкция) утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 года N 18-30 (РДС 30-201-98), действующей в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Согласно положению о комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 25 июля 2010 года N 333, комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов местного значения в области градостроительной и архитектурной деятельности. Одними из основных функций комитета является организация подготовки, согласование и утверждение документации по планировке территории на основе Генерального плана городского округа - города Барнаула; осуществление организации своевременного рассмотрения обращений физических и юридических лиц по вопросам, входящих в компетенцию Комитета.
Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула правом принятия самостоятельного решения в рассматриваемом случае не наделен.
Как следует из материалов дела, жилой дом по адресу: "адрес" расположен на земельном участке по указанному адресу.
Согласно контрольной съемке домовладения, часть земельного участка и домовладения расположена на территории общего пользования, за границами территории, образованной границами красных линий.
В этой связи административный истец обратилась в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с просьбой о переносе красной линии по указанному адресу.
Данное заявление подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном для заявлений и предложений о подготовке документации по планировке территории, поскольку, исходя из поставленного в нем вопроса, Коноваловой Г.А. заявлено об изменении существующей планировки территории.
Следовательно, принятие решения по результатам рассмотрения заявления находится вне пределов компетенции административного ответчика, который в силу пункта 3.15 Положения о Комитете должен был организовать рассмотрение данного обращения в установленном порядке.
Между тем заявление Коноваловой Г.А. комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула рассмотрено и вынесено решение, выраженное в письме *** от ДД.ММ.ГГ, об отказе в подготовке проекта межевания территории, поскольку строения и ограждение вышеуказанного земельного участка, частично расположенные за установленными красными линиями, находятся на самовольно захваченной территории общего пользования пер. "... ".
Таким образом, на территории г. Барнаула вопрос о переносе красных линий может быть разрешен только в рамках подготовки документации по планировке территории и ее утверждения. Правом принимать решение о подготовке документации по планировке территории наделена администрация г. Барнаула. Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула таким правом не наделен.
Указание судом на то, что с заявлением о переносе красных линий Коновалова Г.А. не обращалась, опровергается содержанием ее заявления в Комитет по строительству.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Комитета в подготовке проекта межевания территории с целью изменения красной линии в районе расположения земельного участка по "адрес".
Довод апелляционной жалобы о законности нанесения красной линии по указанному адресу и об отсутствии нарушения прав административного истца, не принимается во внимание, поскольку установлено, что заявление Коноваловой Г.А. о переносе красной линии рассмотрено неуполномоченным органом.
С учетом изложенного, поскольку судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права и неправильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворения требований Коноваловой Г.А. о признании незаконным отказа Комитета по строительству от ДД.ММ.ГГ *** в подготовке проекта межевания территории с целью изменения красной линии в районе земельного участка по "адрес".
Поскольку заявление Коноваловой Г.А. рассмотрено неуполномоченным органом, то с целью восстановления нарушенного права судебная коллегия находит достаточным возложить на Комитет обязанность организовать повторное рассмотрение заявления Коноваловой Г. А. о переносе красной линии по адресу: "адрес" в установленном законом порядке.
В удовлетворении требования о возложении на Комитет по строительству обязанности отменить красные линии на топографическом плане земельного участка по "адрес" следует отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Комитета в пользу Коноваловой Г.А. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 октября 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула об отказе Коноваловой Г. А. в подготовке проекта межевания территории с целью изменения красной линии в районе расположения земельного участка по адресу: "адрес", выраженное в письме от ДД.ММ.ГГ ***.
Возложить на комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула обязанность организовать повторное рассмотрение заявления Коноваловой Г. А. о переносе красной линии по адресу: "адрес" в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Коноваловой Г. А. отказать.
Взыскать с комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в пользу Коноваловой Г. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.