Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Коробовой Ю.Е.
с участием прокурора Рыковой Ю.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края",
УСТАНОВИЛ:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее по тексту также - Правила землепользования и застройки).
"данные изъяты". обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края" (с учетом уточнения требований) в части отнесения фактически занимаемого "данные изъяты". земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", к территориальной зоне Р.1 (зоне городских парков, садов и скверов), а также к зонам с особыми условиями использования: санитарно - защитной зоне производственных и коммунально - складских объектов, санитарно - защитной зоне кладбища (л.д.186-187, т.1).
В обоснование административных исковых требований "данные изъяты". ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГ является владельцем самовольно возведенного жилого дома, расположенного на земельном участке по "адрес". В целях оформления прав на земельный участок она обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству, в решении которого об отказе в предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГ указано, что земельный участок находится в территориальной зоне городских парков, садов и скверов (Р.1) и на территории, в отношении которой территориальная зона не определена, а также частично в санитарно - защитной зоне производственных и коммунально - складских объектов, кладбища, в которой согласно пункту 5 статьи 90 Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" запрещается размещать жилую застройку. Вместе с тем, санитарно - защитные зоны, их организация и разработка проекта должны быть обеспечены должностными лицами промышленных объектов и производств, нередко проекты зон разработаны предприятиями, которые давно ликвидированы; санитарно - защитные зоны в государственный кадастр недвижимости не внесены, не содержатся в фонде государственных данных Росреестра и, следовательно, не определены. Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" противоречат Генеральному плану городского округа - "адрес", а также Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Указанная в первоначальном административном исковом заявлении в качестве административного соответчика администрация "адрес" с согласия представителя административного истца исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица (л.д.156, т.1).
В судебном заседании административный истец "данные изъяты" и представитель административного истца "данные изъяты" административные исковые требования поддержали, дополнительно пояснив, что Правила землепользования и застройки в части установления территориальной зоны противоречат фактическому землепользованию на "адрес", на которой сложилась жилая застройка вместо зоны зеленых насаждений, что свидетельствует о противоречии Правил статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы "данные изъяты" возражала против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Правила землепользования и застройки в части установления территориальной зоны Р.1 в границах земельного участка по "адрес", соответствуют Генеральному плану городского округа, в соответствии с которым участок находится в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования. Санитарно - защитные зоны отображены в соответствии с установленными СанПиН *** расстояниями, то есть в данной части Правила землепользования и застройки также не противоречат действующему законодательству (л.д.214-221, т.1).
Представитель заинтересованного лица администрации "адрес" в судебное заседание не явился, представили письменные возражения, в которых указывают на соблюдение процедуры принятия Правил землепользования и застройки, а также на соответствие нормативного правового акта Генеральному плану "адрес" и действующему законодательству (л.д.36-39, т.1).
Представители заинтересованных лиц комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес", комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес", Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Руководствуясь требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению в части установления санитарно - защитных зон производственных и коммунально -складских объектов, кладбища, а в части установления территориальной зоны - подлежащими отклонению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, приложениями к которым является Карта градостроительного зонирования территории (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями использования территории (Приложение 2).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
Правила землепользования и застройки приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 9 части 2 статьи 42 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Нарушений порядка принятия нормативного правового акта, внесения изменений и дополнений не установлено. Требования Устава муниципального образования - "адрес" Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решение принято по результатам публичных слушаний, официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке и внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (л.д.222-233, т.1, л.д.1-60, 73-121, т.2).
Данные обстоятельства также подтверждаются решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу по административному иску "данные изъяты" о признании не действующими Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, и Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части; решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу по административному иску "данные изъяты". о признании недействующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменения и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***); вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному иску "данные изъяты". к Барнаульской городской Думе о признании недействующими отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края" (л.д.122-158, т.2).
"данные изъяты" является владельцем жилого дома по "адрес", являющегося самовольной постройкой, что подтверждается выпиской из технического паспорта, распиской о передаче денежных средств за приобретенный объект (л.д.14-17, т.1). В целях эксплуатации данного объекта "данные изъяты" использует земельный участок под домостроением в границах согласно координатам характерных точек.
Согласно Приложению 1 "Карта градостроительного зонирования" городского округа - "адрес" землепользования и застройки находящийся во владении "данные изъяты". земельный участок по "адрес" расположен в территориальной зоне Р.1, частично - на территории, в отношении которой территориальная зона не определена (л.д.63, 163, т.1, л.д.185, т.2).
Согласно Приложению 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес"" указанный участок расположен в санитарно - защитной зоне производственных и коммунально - складских объектов, кладбища (л.д.64,167, т.1, л.д.182, т.2).
При внесении изменений в Правила землепользования и застройки территориальная зона и санитарно - защитная зона в пределах указанного земельного участка не изменялись.
Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа "данные изъяты" в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка, изложенным в ответе комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" от ДД.ММ.ГГ (л.д. 24, т.1).
Вступившим в законную силу решением "данные изъяты" районного суда города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования "данные изъяты" о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка оставлены без удовлетворения (л.д.194-196, т.1).
Согласно пунктам 1,3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с этим "данные изъяты" на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативного правового акта в части.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта в части установления территориальной зоны Р.1 положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных 4 регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Исходя из части 3 статьи 9, части 1 статьи 18, частей 9 и 10 статьи 31, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные правилами землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков без изменения функциональных зон согласно генеральному плану.
Согласно Генеральному плану городского округа - "адрес" Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***, фактически используемый "данные изъяты" земельный участок расположен в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования, а также частично в зоне прочих территорий и зоне, функционал которой не определен (л.д.164, т.1, л.д.184, т.2).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки фактически используемый "данные изъяты" земельный участок находится преимущественно в территориальной зоне Р.1 (зоне городских парков, садов и скверов), градостроительный регламент которой не предусматривает размещение жилых строений (статья 77 Правил землепользования и застройки), а также частично - на территории, территориальная зона на которой не установлена.
Правила землепользования и застройки оспариваются административным истцом в части установления территориальной зоны Р.1.
Вместе с тем, суд не находит противоречий нормативного правового акта в части установления зоны Р.1 положениям Генерального плана городского округа - "адрес", согласно сводной пояснительной записке к которому функциональная зона зеленых насаждений общего пользования предназначена для размещения парков, скверов, зон отдыха, рекреационных зон и т.п. (л.д.206-2011, т.2), т.е. установленная территориальная зона не изменяет назначение функциональной зоны зеленых насаждений общего пользования, а также не противоречит назначению прочих территорий и зоне, функционал которой не определен.
Кроме того, земельный участок по "адрес", не сформирован, его границы не установлены, участок не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем он не может быть предоставлен на праве собственности "данные изъяты". Как буквально следует из ответа комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" от ДД.ММ.ГГ, основанием отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указан не сам факт нахождения в территориальной зоне Р.1, а то обстоятельство, что согласно представленной схеме расположения земельный участок находится, в том числе на территории, в отношении которой территориальная зона не определена. Доказательств того, что "данные изъяты" обращалась с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в пределах одной территориальной зоны, в материалы дела не представлено.
Доводы стороны административного истца о том, что территориальная зона Р.1 установлена без учета фактического землепользования на "адрес", не могут быть приняты во внимание, поскольку статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предписывает при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывать не только фактически существующее землепользование, но и иные перечисленные в указанной статье факторы, в том числе положения генерального плана, который является документом территориального планирования и может не совпадать с фактическим землепользованием, устанавливая план развития территории. Более того, возведение строения, обладающего признаками самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке и не поставленном на кадастровый учет, не может свидетельствовать о сложившемся землепользовании.
На основании изложенного административные исковые требования о признании нормативного правового акта не действующим в части установления территориальной зоны Р.1 в границах участка по "адрес", не подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что в проекте генерального плана городского округа - "адрес" тот же земельный участок включен в территориальную зону малоэтажной жилой застройки (л.д.62, т.2), не является основанием для признания Правил землепользования и застройки противоречащими действующему Генеральному плану городского округа - "адрес".
Нормативный правовой акт, оспариваемый в части включения того же участка с расположенным на нем домостроением в санитарно - защитную зону производственных и коммунально-складских объектов, кладбища, противоречит имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам по следующим основаниям.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания
При этом к полномочиям органов местного самоуправления установление санитарно - защитных зон действующим законодательством не отнесено.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (часть 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
На основании части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с частями 1,2 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в части 1 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации земель.
Согласно пунктам 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - СанПиН ***), санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункты 4.2 - п. 4.4).
Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (пункт 4.1)
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН ***).
В части 3 статьи 87 пункте 5.1 части 5 статьи 90 Правил землепользования и застройки предусмотрены аналогичные ограничения о недопустимости размещения жилой застройки в санитарно - защитных зонах.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами установлен определенный порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решение об установлении санитарно - защитной зоны. Установленные ограничения землепользования в санитарно - защитных зонах могу применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно - защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения.
Согласно представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю сведениям по вопросу установления санитарно-защитной зоны в районе земельного участка по "адрес", санитарно-эпидемиологических заключения об установлении санитарно-защитных зон для производственных и коммунально-складских объектов Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю не выдавались (л.д. 179-180,181-184 т.1).
Учитывая бремя доказывания, административный ответчик доказательств того, что земельный участок, расположенный по "адрес", находится в санитарно-защитной зоне какого-либо конкретного предприятия, которому в установленном законом порядке выдавалось заключение об установлении санитарно-защитных зоны для производственных и коммунально-складских объектов, не представил.
Тот факт, что в сводной пояснительной записке к Генеральному плану городского округа приведен список санитарно-защитных зон промышленных и коммунально-складских предприятий, не свидетельствует о законности их установления в Правилах землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, поскольку действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, из которого следует, что ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки они устанавливаться не могут (л.д.189-193, том 1). По тем же основаниям (несоблюдение установленного порядка установления санитарно-защитных зон) подлежат отклонению доводы представителя административного ответчика в судебном заседании о том, что санитарно - защитная зона установлена нормативно по отношению к расположенным вблизи земельного участка гаражам.
Требование об оспаривании нормативного правового акта в части нахождения земельного участка по "адрес", в санитарно - защитной зоне кладбища суд также находит обоснованным.
Как следует из ответов на запросы суда комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ответа администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ и представленных документов, земельные участки по "адрес" находятся в муниципальной собственности, разрешенное использование - для размещения кладбищ.
Земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер ***, общей площадью "данные изъяты" выделен под размещение мест захоронения "данные изъяты"). Данное кладбище является закрытым в соответствии с распоряжением главы администрации города от ДД.ММ.ГГ *** "данные изъяты" (л.д.106-107, т.1).
На земельных участках по "адрес", кадастровые номера ***, общей площадью "данные изъяты" соответственно расположено городское открытое военное мемориальное кладбище смешанного типа захоронения (л.д.159-160, т.2).
Земельный участок и домостроение "данные изъяты" расположены со стороны земельного участка по "адрес".
Правоотношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон ***
В силу положений статей 16, 17 и 18 указанного федерального закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.
Согласно пункту 2.5 Санитарных правил и норм ДД.ММ.ГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8 названных правил).
Пунктом ДД.ММ.ГГ главы VII СанПиН *** установлены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса опасности сооружений санитарно - технических, транспортной инфраструктуры, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг. Для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V, санитарно-защитная зона составляет 50 м; для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 га и менее, относящихся к классу IV, - 100 метров.
Вместе с тем, согласно представленной стороной административной истца схеме, не оспоренной стороной административного ответчика, расстояние между земельным участком по "адрес", до границы выделенного под "данные изъяты" кладбище земельного участка составляет фактически более 100 метров (л.д.61, т.2).
Кроме того, Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю также представлены сведения об отсутствии оформленных в установленном порядке санитарно - эпидемиологических заключений для размещения Власихинского кладбища (л.д.182-184, т.1, л.д.189, т.2).
Имеющееся в материалах дела санитарно - эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГ *** на выбор земельного участка для расширения "данные изъяты" (л.д.145, т.1) выдано в соответствии со статьей 16 Федерального закона N8-ФЗ, статьей 12 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О погребении и похоронном деле в Алтайском крае" и не подтверждает установление санитарно - защитной зоны кладбища.
Поскольку земельный участок с расположенным на нем строением фактически не находится в санитарно - защитной зоне кладбища, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям федерального законодательства об установлении санитарно - защитной зоны, в связи с чем подлежит признанию недействующим в данной части.
На основании изложенного административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта было отказано административному истцу в реализации его прав, суд признает нормативный правовой акт не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении подлежит публикации в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Размер государственной пошлины по требованиям об оспаривании нормативного правового акта составляет "данные изъяты". (статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации), в связи с чем излишне оплаченная государственная пошлина в сумме "данные изъяты". подлежит возврату административному истцу согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить частично.
Признать Приложение 2 Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части установления санитарно-защитной зоны производственных и коммунально-складских объектов, кладбища в границах фактически используемого "данные изъяты" земельного участка с расположенным на нем жилым домом по адресу: "адрес", недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административные исковые требования "данные изъяты" оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Возвратить "данные изъяты" государственную пошлину в сумме "данные изъяты", излишне уплаченную согласно чеку от ДД.ММ.ГГ, операция ***.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ
Дело ***а-68/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Коробовой Ю.Е.
с участием прокурора Рыковой Ю.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края",
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить частично.
Признать Приложение 2 Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части установления санитарно-защитной зоны производственных и коммунально-складских объектов, кладбища в границах фактически используемого "данные изъяты" земельного участка с расположенным на нем жилым домом по адресу: "адрес", недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административные исковые требования "данные изъяты" оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Возвратить "данные изъяты" государственную пошлину в сумме "данные изъяты", излишне уплаченную согласно чеку от ДД.ММ.ГГ, операция ***.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.