Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Бельченко И.В,
судей Владимировой Н.Ю, Рачиной К.А,
при секретаре Завалишиной Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 3 по г.Москве и Московской области на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 03 апреля 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Гордеевой Н.С. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области включить в стаж Гордеевой Н.С, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды:
с 01.03.2006 года по 14.11.2007 года,
с 28.12.2007 года по 14.10.2012 года,
с 28.11.2012 года по 01.06.2016 года,
с 14.11.2001 года по 05.02.2002 года,
с 15.11.2007 года по 27.12.2007 года,
с 15.10.2012 года по 27.11.2012 года.
В остальной части отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Гордеева Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области об обязании включить периоды работы в подсчет специального стажа.
В обоснование заявленных требований указывала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в назначении пенсии по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" было отказано из-за отсутствия специального стажа.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить представитель ГУ-ГУ ПФР N 3 по г.Москве и МО.
Представитель Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области, Гордеева Н.С. в заседание судебной коллегии не явились, о дне слушания дела извещены, Гордеевой Н.С. представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и возражения на апелляционную жалобу. Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п раво на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 (далее - Список от 29.10.2002 года N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29.10.2002 года N 781 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено, в том числе, медицинским сестрам, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений".
Как следует из материалов дела, Гордеева Н.С, *** года рождения, обратилась 02 июня 2016 года в Управление по Люберецкому муниципальному району, городскому округу Лыткарино, городскому округу Котельники Московской области Государственного учреждения ? Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с протоколом заседания комиссии Государственного учреждения ? Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 31 августа 2016 года N***, в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной деятельности, Гордеевой Н.С. включены периоды работы общей продолжительностью 18 лет 07 месяцев 16 дней.
В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не включены, в том числе, следующие периоды трудовой деятельности Гордеевой Н. С:
с 14.11.2001 года по 08.02.2002 года,
с 15.11.2007 года по 27.12.2007 года,
с 15.10.2012 года по 27.11.2012 года - курсы повышения квалификации, продолжительностью 00 лет 05 месяцев 21 день,
- с 01.03.2006 года по 14.11.2007 года,
с 28.12.2007 года по 14.10.2012 года,
с 28.11.2012 года по 01.06.2016 года - работа в должности медсестры в Городском Фонде ДНК-исследований, продолжительностью 10 лет 00 месяцев 05 дней, так как наименование учреждения не предусмотрено в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Из представленных к проверке документов установлено, что Фонд не имеет структурных подразделений, поименованных в п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховых пенсий;
Комиссией было рекомендовано отказать Гордеевой Наталии Сергеевне в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием 30 лет стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Истец просила обязать ответчика указанные периоды включить в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
Рассматривая требования об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды работы с 01.03.2006 года по 14.11.2007 года, с 28.12.2007 года по 14.10.2012 года,с 28.11.2012 года по 01.06.2016 года в должности медсестры в Городском Фонде ДНК-исследований, суд пришел к выводу о том, что они подлежат удовлетворению.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, при этом исходит из следующего.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения ( абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
В материалах дела имеется копия приказа Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве от 24.04.1996г. N 65 о создании Городского Центра ДНК-исследований в составе санэпидслужбы г.Москвы на базе ЦГСЭН Юго-Западного округа на хозрасчетной основе с 01.05.1996г. (л.д.82).
Распоряжением N *** ФГУ ЦГСЭН в г.Москве от 25.06.2004г. данный центр был реорганизован путем преобразования в некоммерческую организацию "Городской Фонд ДНК-исследований".
Как следует из Устава некоммерческой организации "Городской Фонд ДНК-исследований", Городской Фонд ДНК-исследований учрежден федеральным государственным учреждением Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве, распоряжение N 4 от 25.06.2004г.(л.д.31-32). Фонд осуществляет разнообразные виды деятельности, в том числе и медицинскую деятельность (л.д.33).
Истец приступила к работе 01.03.2006г. уже в некоммерческой организации "Городской Фонд ДНК-исследований".
Как указывалось выше, в соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29.10.2002 года N 781 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено, в том числе, медицинским сестрам, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений". Работа в организациях не предусмотрена Списком.
Судом не учтено, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение ( определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
В обоснование вывода об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца спорные периоды работы, суд сослался на лицензии на право осуществления медицинской деятельности.
Вместе с тем судом не принято во внимание, что медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию ( пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), вследствие чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе не свидетельствует о том, что истец в спорный период времени осуществляла трудовую деятельность в учреждениях здравоохранения.
Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
В отношении занимаемой истцом должности в указанном Фонде такая тождественность профессиональной деятельности Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не установлена.
Также судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Однако, доказательства того, что Фонд имеет структурные подразделения, поименованные в п.6 вышеприведенных Правил, отсутствуют.
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшего в спорные периоды в организации, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж, а при таких обстоятельствах, решение суда в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца указанные спорные периоды подлежит отмене, заявленные требования - отклонению.
Соответственно не имеется оснований для обязания ответчика включить в подсчет специального стажа периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 15.11.2007 года по 27.12.2007 года, с 15.10.2012 года по 27.11.2012 года, так как эти периоды приходятся на работу истца в вышеназванном Фонде, которая не может быть включена в подсчет специального стажа, следовательно, решение суда в части обязания ответчика периоды с 15.11.2007 года по 27.12.2007 года, с 15.10.2012 года по 27.11.2012 года включить в подсчет специального стажа подлежит отмене, заявленные требования - отклонению.
Суд также обязал ответчика включить в подсчет специального стажа истца период нахождения на курсах повышения квалификации с 14.11.2001 года по 05.02.2002 года, на которые истец направлялась работая акушеркой в роддоме N 3, однако, в период с 01.10.2001г. по 28.02.2002г, в который входят данные курсы, истец работала на 0,5 ставки и этот период не включен в подсчет специального стажа истца, так как в соответствии с п.4 Правил, п ериоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей, а при таких обстоятельствах, оснований для обязания ответчика включить в подсчет специального стажа период прохождения курсов повышения квалификации с 14.11.2001г. по 05.02.2002г. не имелось, следовательно, решение в данной части подлежит отмене, заявленные требования - отклонению.
Решение суда в части отказа в обязании ответчика включить в подсчет специального стажа период с 05.02.2002г. по 08.02.2002г. сторонами не обжалуется, соответственно, в силу ст.327-1 ГПК РФ, судебной коллегией не проверяется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лефортовского районного суда года Москвы от 03 апреля 2017 года отменить в части обязания Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 3 по г.Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа Гордеевой Н.С. по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" периоды работы с 01.03.2006 года по 14.11.2007 года, с 28.12.2007 года по 14.10.2012 года,с 28.11.2012 года по 01.06.2016 года, с 15.11.2007 года по 27.12.2007 года, с 15.10.2012 года по 27.11.2012 года, с 14.11.2001 года по 05.02.2002 года в удовлетворении иска в этой части отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.