Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Лебедевой И.Е, Антоновой Н.В,
при секретаре Жильцовой М.П,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гербекова Б.И.
дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Северного административного округа г.Москвы Калуцкой К.А. на определение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 04 июля 2017 года, которым постановлено:
Отказать Прокурору САО г. Москвы в принятии заявления, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних о признании информации, размещенной на интернет-ресурсе... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор САО г. Москвы обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних о признании информации, размещенной на интернет-ресурсе... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что на указанном интернет ресурсе размещено предложение принять участие в азартных играх: рулетка, игровые автоматы, карточные игры и др, данная деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" запрещена на территории Российской Федерации.
Определением судьи Савеловского районного суда г.Москвы от 04 июля 2017г. Прокурору САО г. Москвы отказано в принятии данного заявления.
С указанным определением не согласился и.о. прокурора Северного административного округа г. Москвы Калуцкая К.А, подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене определения.
Согласно ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы представления, приходит к выводу о том, что определение судьи первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Отказывая в принятии заявления, суд исходил из того, что п ринятие решения о наличии факта распространения запрещенной законом информации в данном случае относится к исключительной компетенции ФНС РФ и в указанный орган подлежат направлению материалы проверки, проведенной прокурором для принятия соответствующего решения.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, оснований для признания их неправильными не усматривает.
Так, согласно ч. 1 ст. 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В силу положений ч. 5 вышеназванной нормы основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных Правительством Федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией, в порядке, установленном Правительством РФ, а так же вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Правила создания вышеназванной автоматизированной системы утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (ред. от 21.03.2017) "О единой автоматизированной информационной системе".
Указанным нормативным актом четко разграничены полномочия органов исполнительной власти, которым надлежит осуществлять надзор в сфере выявления интернет-ресурсов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а так же принятие решений в отношении распространяемой информации.
На основании подпункта "а" пункта 5 Правил, на Федеральную налоговую службу возложены обязанности в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации, нарушающей требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи, решение которой является основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов.
Аналогичные положения содержатся в "Правилах принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. N 1101, распространение которой в Российской Федерации запрещено", согласно которым Федеральная налоговая служба принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, нарушающей требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи (п. 3(1) Правил).
Кроме того, указанными Правилами регламентированы действия конкретных органов исполнительной власти при выявлении конкретного рода информации.
Таким образом, Правительством Российской Федерации, четко определены полномочия органов исполнительной власти и сфера их ответственности в информационном пространстве по выявлению информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Следуя буквальному толкованию ч. 5 ст. 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", законодателем определены категории распространенной информации, решения в отношении которой принимаются исключительно Федеральными органами исполнительной власти, в том числе информация, нарушающая требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи (пп. "д", п. 1, ч. 5). Перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
С учетом указанных положений закона и установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что настоящее заявление Прокурора САО г. Москвы не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Учитывая изложенное, судья обоснованно отказал прокурору в принятии заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционного представления о том, что в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, также является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем прокурор был вправе предъявить настоящее заявление в суд, основаны на ошибочном толковании данной нормы закона.
Как указано выше, в отношении информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи, подпунктом "д" пункта 1 части 5 статьи 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" прямо предусмотрен внесудебный порядок ее включения в реестр запрещенных законом сведений на основании решения Федеральной налоговой службы РФ. Такой внесудебный порядок установлен в связи с тем, что обнаружение в сети Интернет предложения принять участие в азартных играх очевидно свидетельствует о нарушении запретов, установленных законодательством в сфере игорного бизнеса, поскольку данная деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", запрещена на территории Российской Федерации. В связи с этим не требуется дополнительной оценки соответствия такой информации закону со стороны суда.
Положения же пункта 2 части 5 статьи 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрены для случаев, когда обнаруженная в сети "Интернет" информация содержит в себе признаки несоответствия закону, однако для признания ее запрещенной законом требуется признание ее таковой судом.
В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемого определения по доводам представления судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 333, ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 04 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.