Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Гончаровой О.С. и Кочергиной Т.В., с участием прокурора Цветковой О.В., при секретаре Ляховой М.С. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества гор. Москвы на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 02 августа 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Черемушкинского межрайонного прокурора города Москвы в интересах Чобан Е.В, Бозюкова А.А, Чобан Р.А. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения и о восстановлении на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от... с учета Чобан Е.В, Бозюкова А.А, Чобан Р.А.в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить Чобан Е.В, Бозюкова А.А, Чобан Р.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением даты первоначальной постановки на учет,
УСТАНОВИЛА:
Черемушкинский межрайонный прокурор города Москвы обратился в суд с исковым заявлением в интересах Чобан Екатерины Васильевны, Бозюкова Александра Александровича, Чобан Руслана Алексеевича о признании незаконным распоряжения и о восстановлении на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что с 1987 г. семья Чобан Е.В. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "одинокие матери". Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от... Чобан Е.В, Бозюков А.А, Чобан Р.А. сняты с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.4 ст.21, п.2 ст. 41 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Основанием для снятия с жилищного учета послужило истечение установленного законом срока заключения договора социального найма на предоставленную площадь. Данное распоряжение по мнению истца является незаконны, в связи с чем прокурор просил суд признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от... г.; обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить указанных граждан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением даты постановки на учет.
Прокурор Львова М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Истцы Чобан Е.В, Бозюков А.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Истец Чобан Р.А. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. возражала против удовлетворения требований, просила суд в иске отказать, ссылаясь на пропуск срока на обращение в суд с иском.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента городского имущества города Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда постановленного в соответствии с требованием действующего законодательства и представленными доказательствами.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав граждан, если они в силу возраста, состояния здоровья или иным причинам не могут самостоятельно осуществлять защиту своего нарушенного трава. При этом ограничение не распространяется на заявления, связанные с защитой жилищных и социальных прав граждан.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 52, 55, 56, 57 Жилищного кодекса РФ, Законом гор. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей гор. Москвы на жилые помещения", Федеральным законом от 29.12.2004 г N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации", положениями Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 454- ПП.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ, статье 17 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения города Москвы", принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Судом было установлено, что Чобан Е.В, Бозюков А.А, Чобан Р.А. зарегистрированы и проживают на условиях социального найма по ордеру от... в однокомнатной квартире общей площадью... кв. м, жилой площадью... кв.м, расположенной по адресу:...
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С... г. семья Чобан Е.В. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "одинокие матери".
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от... Чобан Е.В, Бозюков А.А, Чобан Р.А. сняты с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.4 ст.21, п.2 ст. 41 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г.N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Основанием для снятия с жилищного учета послужило истечение установленного законом срока заключения договора социального найма на предоставленную площадь.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно признал данный довод ответчика неправомерным.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 Жилищного кодекса РФ оснований для снятия их с учета.
В силу ч.2 ст.6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3-6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Следовательно, несмотря на то, что семье Чобан Е.В. несколько раз были предложены варианты отдельных квартир в... г.: трехкомнатная квартира по адресу.., площадью... кв.м.; трехкомнатная квартира по адресу:.., площадью... кв.м, трехкомнатная квартира площадью... кв.м, по адресу:.., а также варианты отдельных квартир в... г.: двухкомнатная квартира, по адресу:... ; трехкомнатная квартира по адресу:... кв.м, на которые не были получены согласия, семья Чобан Е.В. не утратила право стоять на жилищном учете, поскольку принята на данный учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если ими поданы по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Частью 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Учитывая, что в нарушение указанных норм закона, в оспариваемом распоряжении отсутствует ссылка на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а также указано основание для снятия с учета, отсутствующее в Жилищном кодексе, суд пришел к выводу о незаконности изданного ответчиком распоряжения и его отмене.
Таким образом, за заявителем сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных до получения жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о снятие семьи Чобан Е.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным.
Довод ответчика о пропуске истцом срока давности на обращение в суд, поскольку со стороны ответчика, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не предоставлено доказательств данного факта.
Кроме того, суд учел, что ответчиком не было предоставлено учетное дело на семью Чобан Е.В, поскольку материалы на архивное хранение в Департамент не передавались, что следует из ответа и.о. начальника Управления по защите интересов города Москвы в жилищной сфере от...
Судебная коллегия полностью соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела. Суд тщательно проверил доводы сторон и правильно установилзначимые по делу обстоятельства, представленным доказательствам дал оценку в соответствии с требованием ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалоба представителя Департамента городского имущества города Москвы не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции, свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права, с которым судебная коллегия согласиться не может. Вынесенное распоряжение Департамента городского имущества города Москвы не соответствует требованиям действующего законодательства и обоснованно признано судом незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 02 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.