Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Самохиной Н.А,
судей Смирновой Ю.А, Ефимовой И.Е.
при секретаре Геворкове И.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А.
дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента городского имущества города Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 августа 2017 года, которым постановлено:
исковое заявление Прокурора Центрального административного округа города Москвы в интересах ******* Ивана Владимировича удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 15 декабря 2016 года (протокол N 163) по жилищному вопросу ******* Ивана Владимировича, ******* г.р.
Признать за******* Иваном Владимировичем, ******* г.р, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении требования об обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить ******* Ивану Владимировичу, ******* г.р, однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений - отказать
,
УСТАНОВИЛА:
истец И.о. Прокурора Центрального административного округа города Москвы обратился в суд в интересах ******* Ивана Владимировича с иском к ответчикам Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департаменту городского имущества города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, ссылаясь на то, что ******* Иван Владимирович родился ******* года в городе Москве, является лицом, которое ранее относилось к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ******* И.В. в настоящее время находится на стационарном социальном обеспечении в ГБУ г. Москвы Психоневрологический интернат N 13 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы; является инвалидом второй группы. Одинокая мать ******* И.В. - ******* Г.К, ******* г.р, - написала заявление ******* г. на имя Главного врача дома ребенка N 7 г. Москвы о передаче ее ребенка ******* И.В. в дом ребенка N *******, в связи с тем, что является одинокой матерью, живет в общежитии, обязалась навещать своего сына и строго выполнять родительские обязанности. Мать - ******* Г.К. - фактически отказалась от своего ребенка ******* И.В, передав его в дом ребенка N *******. В свидетельстве о рождении ******* И.В. в графе отец - прочерк. Мать воспитанием ******* И.В. не занималась, его судьбой не интересовалась. Согласно выписке из домовой книги от 10 октября 1980 г, ******* И.В. с матерью были зарегистрированы по адресу: ******* (общежитие), на срок с 23 января 1980 г. по 01 сентября 1981 г. С момента утраты родительского попечения, ******* И.В. находился на полном государственном обеспечении, с 15 января 2008 г. по настоящее время зарегистрирован и проживает в ГБУ ПНИ N 13 г. Москвы (проживает в отделении со свободным режимом). ******* И.В. работает в МУП "Производственно-техническое объединение ЖКХ" городского поселения Ступино Ступинского муниципального района с 02 марта 2015 в должности дворника. Согласно заключению Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (протокол от 10 июля 2015 N 7), ******* И.В. самостоятельно проживать может. Согласно распоряжению Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 07 сентября 2015 г. N 109 ******* И.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда г. Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений. Администрация ГБУ г. Москвы ПНИ N 13 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы в установленном порядке вынесла вопрос о предоставлении ******* И.В. отдельного благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на заседании которой 15 декабря 2016 г. (протокол N 163) по жилищному вопросу ******* И.В. принято решение в форме заключения: отказать в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием документов, свидетельствующих о том, что в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ******* И.В. имел право на обеспечение жилым помещением, но по объективным причинам оно не было реализовано. Полагая данное решение незаконным, истец просил признать решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 15 декабря 2016 года (протокол N 163) по жилищному вопросу ******* И.В. незаконным; признать за ******* И.В. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества г. Москвы предоставить ******* И.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений в г. Москве
Истец - и.о. Прокурора Центрального административного округа г. Москвы - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
******* И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, обеспечил участие в деле своего представителя по доверенности ******* А.И, который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности ******* Д.В. в судебное заседание явился, представил отзыв на исковое заявление в порядке ст. 35 ГПК РФ, в котором просил отказать в требованиях прокурора о признании решения Комиссии незаконным, возложении на Департамент городского имущества города Москвы обязанности предоставить ******* И.В. жилое помещение, требование о признании за ******* И.В. права на однократное предоставление жилого помещения оставил на усмотрение суда.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, отзыв на иск не представил.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, отзыв на иск не представил.
Представитель третьего лица - ГБУ г. Москвы Психоневрологический интернат N 13 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, отзыв на иск не представил.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ДГИ г. Москвы, ссылаясь на что, гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика ДГИ г. Москвы не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты наседания по доверенности ******* Ю.Б, представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности ******* Д.В. в заседание судебной явились, апелляционную жалобу поддержали
Представитель истца и.о. Прокурора Центрального административного округа города Москвы ******* Р.К. в заседание судебной коллегии явился, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель истца ******* И.В. по доверенности ******* А.И. в заседание судебной коллегии явился, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Истец ******* И.В, представитель третьего лица в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав явишихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение законным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пунктам "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей в момент достижения истцом совершеннолетия) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В пункте 2 статьи 37 ЖК РСФСР (в редакции Федерального закона от 28 марта 1998 года N 45-ФЗ) было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В силу пункта 2 статьи 37 ЖК РСФСР, пунктов 1, 3 статьи 8 ФЗ N 159-ФЗ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являлись перечисленные в этих нормах юридические факты, каждый из которых имел самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относилось окончание пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 N61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (в редакции, действующей с 13 декабря 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что ******* Иван Владимирович родился ******* года в городе Москве (свидетельство о рождении ******* выдано ******* г. Люблинским отделом ЗАГС г.Москвы), является лицом, которое ранее относилось к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать ******* И.В, ******* Галина Константиновна, ******* г.р, написала заявление ******* г. на имя Главного врача дома ребенка N ******* г. Москвы о передаче ее ребенка ******* И.В. в дом ребенка N *******, в связи с тем, что является одинокой матерью, живет в общежитии, обязалась навещать своего сына и строго выполнять родительские обязанности.
В свидетельстве о рождении ******* И.В. сведения об отце отсутствуют.
******* И.В. был принят в дом ребенка N ******* г. Москвы, когда его мать ******* Г.К. работала на автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола (АЗЛК).
Согласно выписке из домовой книги от ******* г, ******* И.В. с матерью были зарегистрированы по адресу: ******* (общежитие), на срок с ******* г. по 01 сентября 1981 г.
******* Г.К. в доме ребенка N ******* г. Москвы сына не навещала, ******* г. явилась в дом ребенка, написала заявление с просьбой возвратить сына и указала причину его не посещения - в связи с отбыванием наказания, взяла свидетельство о рождении ребенка, а затем ушла для приобретения вещей для ребенка и больше не вернулась.
Согласно сведениям отдела кадров АЗЛК, ******* Г.К. уволилась с предприятия ******* г, выбыла в неизвестном направлении.
Администрация Дома ребенка N ******* г. Москвы и детского дома N ******* г. Москвы, в которых воспитывался малолетний ******* И.В, неоднократно обращались в различные инстанции с просьбой установить место нахождения ******* Г.К. Однако установить ее местонахождение не удалось.
Согласно сообщению инспекции по делам несовершеннолетних Ковровского ГОВД от ******* г, ******* Г.К. проживала у своей матери по адресу: *******. Установлено, что мать ******* И.В. Ворошиловским районным народным судом г. Москвы 12 ноября 1985 г. приговорена к лишению свободы.
С момента устройства ******* И.В. в дом ребенка N ******* г. Москвы, он утратил попечение родителей, находился на полном государственном обеспечении.
Согласно информационной справке ГБУ г. Москвы ПНИ N 13 от 12 мая 2015 года N 807, ******* И.В. находился:
с 14 октября 1980 г. по 30 августа 1985 г. - в Доме ребенка N 7 г. Москвы,
с 30 августа 1985 г. по 21 июня 1986 г. - в детском доме N 29 г. Москвы (архивная справка ГКУ г. Москвы Центральный объединенный архив учреждений системы образования от 13 апреля 2015 N8529),
до 12 июня 1987 г. - в детском доме N 1 г. Москвы (справка учреждения от 14 апреля 2015 года N113/со),
с 12 июня 1987 г. по 20 октября 1999 г. - в Детском доме-интернате N 15 г. Москвы,
с 20 октября 1999 г. по 13 марта 2007 г. - в ПНИ N 30 г. Москвы (справка учреждения от 13 апреля 2015 N376),
с 13 марта 2007 г. по 15 января 2008 г. - в ПНИ N 11 г. Москвы (справка учреждения от 14 апреля 2015 года N269),
с 15 января 2008 г. по настоящее время зарегистрирован по месту жительства и проживает в ГБУ г. Москвы ПНИ N 13 по адресу: Московская область, Ступинский район, село Лужники (проживает в отделении со свободным режимом).
Согласно справке МСЭ-2006 N 0004937105 от 07 декабря 2007 года ******* И.В. является инвалидом с детства (бессрочно), имеет 2 группу инвалидности.
Согласно справке Департамента городского имущества города Москвы от 07 мая 2015 года N ЖФ-МД-ЮАО-2/2015-79 записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним у ******* И.В. в городе Москве отсутствуют.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 23 апреля 2015 года N 50-00-4001/5003/2015-2551 записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним у ******* И.В. на территории Российской Федерации отсутствуют.
******* И.В. работает в МУП "Производственно-техническое объединение ЖКХ" городского поселения Ступино Ступинского муниципального района с 02 марта 2015 года в должности дворника.
Согласно справке ГБУ города Москвы ПНИ N 13 от 18 мая 2015 года ******* И.В. по состоянию здоровья имеет право на первоочередное получение жилой площади.
Согласно заключению Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, действующей в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 15 июля 2008 г. N 1599-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Назимкин И.В. самостоятельно проживать может (протокол от 10 июля 2015 года N 7).
Согласно распоряжению Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 07 сентября 2015 г. N 109 ******* И.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда г. Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Администрация ГБУ г. Москвы ПНИ N 13 обратилась с ходатайством к руководству Департамента социальной защиты населения города Москвы о предоставлении отдельной жилой площади ******* И.В.
На заседании Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 15 декабря 2016 года (протокол N 163) в отношении ******* И.В. принято решение в форме заключения: "Отказать в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием документов, свидетельствующих о том, что в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ******* И.В. имел право на обеспечение жилым помещением, но по объективным причинам оно не было реализовано".
Разрешая заявленные исковые требования, применяя приведенные выше нормы законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что никаких исключений, связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями, нормы федерального законодательства не содержат. В силу положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ во взаимосвязи с положениями статьи 13 Закона города Москвы N 61, ******* Иван Владимирович, ******* г.р, имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений. При этом, дети-инвалиды из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, и достигнувшие возраста 18 лет, подлежат льготному обеспечению жилыми помещениями только после того, как будет установлено, что они имеют возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. Обращение лиц указанной категории за реализацией права на предоставление жилого помещения до определения в установленном порядке того обстоятельства, что они имеют возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни, является преждевременным. ******* И.В. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Когда ему было одиннадцать месяцев, он был помещен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, с 12 июня 1987 г. до совершеннолетия пребывал в учреждении социального обслуживания, закрепленного жилого помещения не имел. Следовательно, по достижению возраста 18 лет на ******* И.В. распространялась дополнительная социальная гарантия по обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке согласно пункту 2 статьи 37 ЖК РСФСР и статье 8 Федерального закона от N 159-ФЗ. Достигнув совершеннолетия, ******* И.В. по состоянию здоровья не имел возможности вести самостоятельный образ жизни, 20 октября 1999 г. из детского дома - интерната для умственно отсталых детей N 15 Департамента социальной защиты населения города Москвы был переведен в стационарное учреждение социального обслуживания - Психоневрологический интернат N 13 г. Москвы, где пребывает до настоящего времени. Данное обстоятельство объективно не позволяло ******* И.В. реализовать свое право на льготное обеспечение жилым помещением. Возможность реализовать данное право у ******* И.В. возникла только после вынесения заключения Городской межведомственной комиссией по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 10 июля 2015 (протокол N 7) о том, что он может проживать самостоятельно. Факт достижения ******* И.В. возраста 23-х лет не является препятствием для обеспечения его жилым помещением в льготном порядке как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учитывая, что ******* И.В. до настоящего времени жилых помещений на праве собственности или условиях социального найма не имеет, в установленном порядке признано, что он самостоятельно проживать может, суд пришел к выводу о том, что решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 15 декабря 2016 г. (протокол N 163) по жилищному вопросу ******* И.В. нельзя признать законным и обоснованным. Вместе с тем, требование истца обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить ему однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, судом признано не подлежащим удовлетворению, поскольку заявлено преждевременно, вопрос о предоставлении истцу жилого помещения Департаментом городского имущества города Москвы не рассматривался.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества города Москвы о том, что ******* И.В. по достижению 23-х летнего возраста утратил право на обеспечение жилой площадью, является не состоятельным, поскольку судом установлено, что факт возможности самостоятельного проживания ******* И.В, с учетом его заболевания, установлен 10 июля 2015 года.
Таким образом, ******* И.В. ранее не мог реализовать право на обеспечение жилым помещением, в связи с чем выводу суда о частичном удовлетворении исковых требований являются правильными.
Доводов, которые могли бы повлечь за собой отмену или изменение решения суда апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ДГИ г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.