Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., Гончаровой О.С., Кочергиной Т.В., при секретаре Распитине А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе Павловой З.С., Павловой Ю.Е. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 17 октября 2017 года, которым постановлено:
- В удовлетворении иска Павловой З.С, Павловой Ю.Е. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения в части снятия с учета, обязании восстановить на учете нуждающихся в жилых помещения - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Павлова З.С, Павлова Ю.Е. обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения в части снятия с учета, обязании восстановить на учете нуждающихся в жилых помещения. В обоснование своих требований истцы указали, что Павлова З.С, Павлова Ю.Е. зарегистрированы по месту жительства и проживают в жилом помещении, по адресу:.., где на основании ордера... года занимают комнату N... жилой площадью... кв.м. Фактически в данном жилом помещении истцы проживают с... года. С... года Павлова З.С, Павлова Ю.Е. состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "одинокие матери", учетное дело N... Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от... года Павлова З.С, Павлова Ю.Е. сняты с жилищного учета. Указанное распоряжение истцы полагают незаконным, в связи с чем просили суд признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от... в части снятия с жилищного учета Павловой З.С. с семьей из двух человек (она, Павлова Ю.Е.); обязать Департамент городского имущества города Москвы восстановить Павлову З.С, Павлову Ю.Е. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с... года по категории "одинокие матери", учетное дело N...
Представитель истцов, истец в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явился, в удовлетворении исковых требований просил отказать, заявил о пропуске срока исковой давности.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просят Павлова З.С, Павлова Ю.Е. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов Павлова З.С, Павлова Ю.Е, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте слушания дела, заслушав объяснения представителя Департамента городского имущества города Москвы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснений в п. п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Павлова З.С, Павлова Ю.Е. зарегистрированы по месту жительства и проживают в жилом помещении, по адресу:.., где на основании ордера... года занимают комнату N... жилой площадью... кв.м.
На основании решения Исполнительного комитета Брежневского районного Совета народных депутатов N... года семья Павловой З.С. в составе двух человек принята на учет по улучшению жилищных условий по категории "одинокие матери", учетное дело N...
Из материалов дела следует, что в... году семье Павловой З.С. были предложены три варианта отдельных квартира, на которые согласия семьи получено не было:
- двухкомнатная квартира площадью жилого помещения... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенная по адресу:... ;
- двухкомнатная квартира площадью жилого помещения... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенная по адресу:... ;
- двухкомнатная квартира площадью жилого помещения... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенная по адресу:...
В... году семье Павловой З.С. были предложены:
- двухкомнатная квартира площадью жилого помещения... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенная по адресу:... ;
- двухкомнатная квартира площадью жилого помещения... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенная по адресу:... ;
В... году семье Павловой З.С. была предложена:
- двухкомнатная квартира площадью жилого помещения... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенная по адресу:...
В... году семье Павловой З.С. были предложены:
- двухкомнатная квартира площадью жилого помещения... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенная по адресу: г... ;
- двухкомнатная квартира площадью жилого помещения... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенная по адресу:... ;
- двухкомнатная квартира площадью жилого помещения... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенная по адресу:...
Истцами было дано согласие на предложенную им двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенную по адресу:...
Распоряжением Префектуры Юго-западного административного округа города Москвы от... "О предоставлении жилой площади по договору социального найма Павловой З.С. на семью из двух человек (она, Павлова Ю.Е.)", предоставлена по договору социального найма двухкомнатная квартира площадью жилого помещения... кв.м, общей площадью жилого помещения... кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенная по адресу:.., с освобождением занимаемой жилой площади и снятием с жилищного учета.
... года Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Павловой З.С. направлено письмо с приглашением в Управление Департамента для заключения договора социального найма на предоставленную вышеуказанную жилую площадь, а также о разъяснении положений ч. 2 ст. 41 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N... года на основании п. 4 ст. 21, п. 2 ст. 41 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Постановления Правительства Москвы от 22 февраля 2011 года N 44-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы", отменено распоряжение Префектуры Юго-западного административного округа города Москвы от... "О предоставлении жилой площади по договору социального найма Павловой З.С. на семью из двух человек с освобождением занимаемой жилой площади по плану... года... ", Павлова З.С, Павлова Ю.Е. сняты с жилищного учета, аннулирована выписка на право заключения договора социального найма N...
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" договор о предоставлении жилого помещения заключается между гражданином и городом Москвой в лице уполномоченного органа исполнительной власти города в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы решения о предоставлении жилого помещения.
Частью 2 этой же статьи установлено, что в случае отказа гражданина от заключения договора или пропуска им срока указанного в ч. 1 настоящей статьи, более чем на один месяц по неуважительной причине решение признается уполномоченными органами, принявшими его, недействительным, а гражданин переводится в отдельный список нуждающихся в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 21 настоящего Закона либо снимается с учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с обязательным письменным уведомлением его об этом.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Павловой З.С. и Павловой Ю.Е, суд первой инстанции исходил из того, что в установленный законом срок семьи истца не обратилась в органы исполнительной власти по вопросу заключения договора социального найма на предоставленную жилую площадь. При этом, суд указал, что варианты предоставления жилых помещений данной семье предлагались неоднократно, после чего семья была исключена из плана предоставления, сроки были перенесены, в... году было предложено еще два варианта предоставления жилых помещений.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что решение вопроса предоставления семье Павловой З.С. жилых помещений было осуществлено в установленном порядке, распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от... соответствует положениям п. 4 ст. 21 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представителем ответчика было заявлено о пропуске истцами срока исковой давности.
Разрешая поставленный вопрос, суд первой инстанции указал, что истцы оспаривают распоряжение от... года, указывая в исковом заявлении о том, что узнали о данном распоряжении в... году из письма ответчика.
Сославшись на положения ст.ст. 196, 200, 205 Гражданского кодекса РФ, а также на наличие в материалах дела только письма Департамента от... года, суд первой инстанции сделал вывод о том, что истцы имели возможность узнать о распоряжении значительно ранее... года, путем обращения с запросом информации аналогичном их обращению от... года, при этом истцы не отрицали обстоятельства уведомления их о предложенном в... году варианте улучшения жилищных условий и о разъяснении последствий в виде снятия с жилищного учета, однако истцы в установленном порядке предложенное ответчиком жилье не приняли, договор социального найма не оформили.
При таких обстоятельствах, суд указал об отсутствии оснований для восстановления пропущенного истцами срока исковой давности, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.
Судебная коллегия полагает, что нельзя согласиться с указанным выводом суда, поскольку материалы дела не содержат данных о направлении Павловой З.С, Павловой Ю.Е. уведомления о принятии распоряжения в... года и о его получении, что исключает возможность делать вывод о пропуске срока исковой давности.
Судебная коллегия также не соглашается с выводами суда первой инстанции о законности действий Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы при принятии распоряжения от... в части снятия с жилищного учета Павловой З.С. с семьей из двух человек (она, Павлова Ю.Е.) со ссылкой на п. 4 ст. 21 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", по следующим основаниям.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введении его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, определены в ч. 2 ст. 6 названного Федерального закона.
Часть 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 01 марта 2005 года, могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. определялись ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
Судом установлено, что Павлова З.С, Павлова Ю.Е. были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "одинокие матери" в... году, то есть до 01 марта 2005 года, в связи с чем могли быть сняты с такого учета согласно ч. 2 ст. 6 Вводного закона по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее (до 1 марта 2005 г.) предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Часть 2 ст. 6 Вводного закона не предусматривает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, по основаниям, установленным законами субъектов Российской Федерации, в том числе положениями Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Снятие Павловой З.С, Павловой Ю.Е. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий могло производиться ответчиком исходя из положений ч. 2 ст. 6 Вводного закона по основаниям, указанным в подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены в ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой органам государственной власти субъекта Российской Федерации не предоставлено право устанавливать основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что доказательств, правомерности снятия истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Департаментом городского имущества города Москвы не представлено, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований Павловой З.С, Павловой Ю.Е.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение П ресненского районного суда г. Москвы от 17 октября 2017 года, отменить.
Постановить по делу новое решение.
Признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от... в части снятия с жилищного учета Павловой З.С. с семьей из двух человек (она, Павлова Ю.Е.)
Возложить обязанность на Департамент городского имущества города Москвы восстановить Павлову З.С, Павлову Ю.Е. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с... года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.