Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего судьи Горновой М.В.
и судей: Целищева А.А, Быковской Л.И.
при секретаре: Н.Д.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Л.И.
дело по апелляционной жалобе Федорова К.В. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 11 апреля 2017 года, которым постановлено:
Иск Федорова К.В. к ФГКУ "Западное РУЖО" в лице 1-го отдела МО РФ о признании решения незаконным, присуждении к исполнению обязанностей - оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Федоров К.В. обратился в суд с иском к ФГКУ "Западное РУЖО" в лице 1-го отдела МО РФ о признании решения незаконным, присуждении к исполнению обязанностей и просил признать незаконным с момента принятия решение ответчика от 01.12.2015г. N1/ТС/509/0 о снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать ответчика восстановить его и членов его семьи в списках учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и рассмотреть вопрос об обеспечении его с членами семьи жильем в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование исковых требований указал на то, что поскольку право на обеспечение жилым помещением по линии МО РФ им не утрачено он незаконно был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании истец и его представитель, иск поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил возражения на иск с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд постановилуказанное выше решение об отказе в удовлетворении исковых требований, не согласившись с которым, Федоров К.В. подал апелляционную жалобу и просит отменить решение суда, по изложенным в апелляционной жалобе доводам.
На заседании судебной коллегии ответчик, надлежащим образом извещенный о дате рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, в нарушение положений ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не поступало.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе истца в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке ст. 327-1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы материалы дела, выслушав представителя истца -Теуважева Р.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела нарушения, перечисленные в ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции допущены не были, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права, регламентирующие спорные правоотношения.
Статья 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 3, 4, 7 и 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим- гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социальной найма, утвержденной приказом Министра обороны N 1280 от 30.09.2010 г. уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (п.7) В
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (п.3).
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных отчуждением жилых помещений или их частей (п.4).
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае: подачи ими заявления о снятии с учета; утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, несоответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях (п.10).
В соответствии с п.2, п.6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно ч.8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Судом установлено, что решением к ФГКУ "Западное РУЖО" в лице 1-го отдела МО РФ от 01.12.2015г. N1ЛГС/509/0 майор медицинской службы в отставке Федоров К.В. (досрочно уволен в связи с признанием негодным к военной службе 29.05.2013г.) и совместно проживающие с ним члены семьи (жена Федорова Ю.В, дочь Федорова В.К, сын Федоров М.К, отец Федоров В.Н, мать Федорова Г.И.) сняты с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Основанием для снятия семьи истца с указанного учета явилось то обстоятельство, что на дату принятия его на учет решением жилищной комиссии от 01.11.2007г, общая продолжительность его службы составила менее 10 лет, в связи с чем он мог быть признан нуждающимся лишь в обеспечении служебным жилым помещением. В период с 18.09.2006г. по 09.06.2010г. истец и его супруга Федорова Ю.В. являлись собственниками квартиры N ***, общей площадью 45,7 кв.м, расположенной по адресу: ***, при этом согласно положениям Закона г. Санкт-Петербурга 19.07.2005г. N407-65 учетная норма в г. Санкт-Петербурге - 9 кв.м. Следовательно, на октябрь 2007 г. Федоров К.В, Федорова Ю.В. и двое их детей были обеспечены жилым помещением выше учетной нормы и не могли быть признаны нуждающимися в жилом помещении ранее истечения 5 лет с даты совершения действий, приведших к ухудшению их жилищных условий.
Родители истца Федоров В.Н. и Федорова Г.И. были включены как члены семьи Федорова К.В. в его личное дело в 2008г. При этом, по сведениям Росреестра, Федоров В.Н. в период с 12.09.2005г. по 17.10.2005г. являлся собственником квартиры N ***, общей площадью 43,6 кв.м, расположенной по адресу: ***, а в период с 21.12.2005г. по 30.06.2009г. являлся собственником квартиры N ***, общей площадью 40, 0 кв.м, расположенной по адресу: *** и в указанные периоды Федоров В.Н. и Федорова Г.И. были зарегистрированы по месту жительства в вышеуказанных жилых помещениях, при этом согласно решению Охинского районного собрания 05.07.2005г. N2.53-7 учетная норма в г. Оха установлена в размере 15 кв.м. При таких обстоятельствах, ответчик пришел к выводу о том, что родители истца также были обеспечены жилым помещением на момент принятия их на учет.
Таким образом, на октябрь 2007 г. (дата, когда утверждению истца он был включен в список очередников на получение жилых помещений), истец и члены его семьи не могли быть признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку истцу и членам его семьи принадлежали вышеуказанные квартиры, площадь которых свидетельствовала об обеспеченности семьи истца жилыми помещениями.
Установив, что истец и члены его семьи включены в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания, неправомерно, ответчик вынес оспариваемое решение.
Истец не отрицал факт отчуждения указанных выше жилых помещений, что повлекло уменьшение находящейся у его семьи жилой площади, а следовательно, и ухудшение жилищных условий.
К моменту увольнения истца пятилетний срок после отчуждения Федоровыми жилых помещений не истек.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив доказательства по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик действовал правомерно, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, изложены в мотивировочной части решения и оснований с ними не согласиться судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о том, что на дату принятия оспариваемого решения пятилетний срок после отчуждения принадлежащей ему квартиры уже истек, не может являться основанием к отмене решения суда по следующим основаниям.
Истец и его супруга Федорова Ю.В. являлись собственниками квартиры N ***, общей площадью 45,7 кв.м, расположенной по адресу: ***, до 09.08.2010 г. Следовательно, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, семья Федорова К.В. могла быть признана не ранее 09.06.2015 г. Однако, приказом Министра обороны N 251 Федоров К.В. был уволен с военной службы 05.05.2013 г, а приказом начальника ГВКГ им Н.Н. Бурденко от 17.05.2013 г. N 137 исключен из списка личного состава
Поскольку на дату истечения пятилетнего срока со дня отчуждения принадлежащей истцу квартиры он уже приказом Министра обороны N 251 был уволен с военной службы, а приказом начальника ГВКГ им Н.Н. Бурденко исключен из списка личного состава, оснований для признания его и членов его семьи нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в сентябре 2015 года не имелось.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и отклонены судом как несостоятельные, не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав сторон, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 11 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федорова К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.