Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Максимовой Е.В,
судей Кнышевой Т.В, Лебедевой И.Е,
при секретаре Тренихиной Е.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Максимовой Е.В,
гражданское дело по апелляционной жалобе Хорошавина Н.Ю. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2017 года, которым постановлено:
Отказать Хорошавину Н. Ю. в удовлетворении исковых требований к ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет и восстановить в списках на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
Хорошавин Н.Ю. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от *г, признании права на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с *г, обязании принять на учет и восстановить в списках на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с *г., взыскании судебных расходов.
Свои требования Хорошавин Н.Ю. мотивировал тем, что решением от *г. Комиссии ГУ МВД России по г. Москве по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол N *) ему отказано во включении (с семьей в составе 4-х человек) в списки очередников ГУ МВД России по г. Москве на основании п.п. 5 ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ и п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
Причиной отказа явилось то обстоятельство, что супруга истца Хорошавина В.В. *г. произвела отчуждение принадлежащей ей * доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение в пользу своей матери.
Истец полагает указанное решение незаконным, поскольку истец единолично был поставлен на учет для получения ЕСВ на основании п.п. "а" п. 2 постановления Правительства РФ от 06 сентября 2011 г. N 747 "Об утверждении правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения", не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения. При этом, в постановке на учет супруги и несовершеннолетней дочери было отказано в связи с тем, что они не зарегистрированы по одному адресу по месту жительства, и тем самым в силу ст. 31 ЖК РФ не являются членами семьи.
*г. у истца родился сын Хорошавин Е.Н, который был зарегистрирован с истцом по месту жительства, после чего был включен жилищной комиссией ФСКН РФ совместно с истцом в список на право получения ЕСВ.
*г. истец был уволен со службы на основании п.п. 3 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05 июня 2003 г. N 613 (по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии). С 01 июня 2016 г. истцу назначена пенсия за выслугу лет с сохранением всех социальных гарантий, включающих право на получение ЕСВ.
Отчуждение супругой истца принадлежащей ей * доли в праве на жилое помещение не имеет правового значения, т.к. не могло повлиять на нахождение на учете в целях получения ЕСВ, и не было связано с намеренным ухудшением жилищных условий, в связи с тем, что ранее супруга и дочь не находились совместно с истцом в списке на получение ЕСВ.
Кроме того, согласно ст. 53 ЖК РФ ухудшением жилищных условий является намеренное отчуждение права собственности, с целью появления нуждаемости, при этом, исходя из норм нуждаемости, установленных в Калужской области, как до отчуждения, так и после отчуждения, нуждаемость супруги была ниже учетной нормы региона (менее * кв.м.)
В собственности истца какие-либо жилые помещения отсутствуют и ранее не имелись.
В судебном заседании истец Хорошавин Н.Ю. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ГУ МВД России по г. Москве в судебном заседании иск не признал по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Хорошавин Н.Ю. по доводам апелляционной жалобы, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В заседание судебной коллегии истец Хорошавин Н.Ю, его представитель по ордеру адвокат Гунько А.А. явились, доводы апелляционной жалобы поддержали, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Орлова Е.Е. в заседание судебной коллегии явилась, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам письменных возражений, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно п.п. "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Хорошавин Н.Ю. проходил службу в органах внутренних дел с *г. по *г, проходил службу в ФСКН России по г. Москве с *г. по *г.
Выслуга лет на *г. составляет 17 лет 9 месяцев 20 дней.
Хорошавин Н.Ю. решением Комиссии ФСКН России от *г. (протокол N *) был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
*г. истец уволен со службы на основании п.п. 3 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05 июня 2003 г. N 613 (по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии).
С *г. Хорошавину Н.Ю. назначена пенсия за выслугу лет с сохранением всех социальных гарантий, включающих право на получение ЕСВ.
Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", ФСКН упразднена и все ее функции и полномочия переданы МВД РФ с 01.06.2016г.
В соответствии с выпиской из протокола N * заседания Комиссии ГУ МВД России по г. Москве по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от *г. Хорошавину Н.Ю. отказано во включении в списки лиц, состоящих на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МВД России по г. Москве с семьей в составе 4-х человек со времени постановки на учет в ФСКН России в соответствии с п. 5 части 7 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ и п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ N 1223.
Отказ обусловлен тем, что супруга истца Хорошавина В.В. *г. г. произвела отчуждение принадлежащей ей * доли (* кв.м.) в праве на квартиру по адресу: * своей матери Крыжановской Л.И. по договору дарения недвижимости.
Истец Хорошавин В.В. полагает данное решение незаконным.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Хорошавина Н.Ю.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с положениями п. 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ N 1223, в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.
Таким образом, к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий и появление нуждаемости, относятся действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, поскольку в случае отчуждения доли жилого помещения сотрудником или членами его семьи, размер ЕСВ на семью заявителя увеличивается.
При принятии решения о снятии истца и членов его семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Комиссия, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего вопросы предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты, обоснованно приняла во внимание, что супруга Хорошавин Н.Ю. совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Комиссии о снятии истца и членов его семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является законным и обоснованным, прав истца не нарушает, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Хорошавина Н.Ю. в полном объеме.
При этом суд верно отклонил как несостоятельные доводы истца о том, что как до, так и после отчуждения доли жилого помещения, нуждаемость Хорошавиной В.В. была ниже учетной нормы региона, поскольку согласно п.п. "б" п. 19 вышеуказанных Правил действия по отчуждению жилых помещений или их частей расцениваются как намерение получения единовременной выплаты в большем размере и влекут снятие с учета на получение ЕСВ.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции применил нормативный акт, не подлежащий применению к спорным отношениям сторон, в частности исходя из того, что Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 распространяются на сотрудников ФСКН лишь с даты вступления в силу Постановления правительства РФ от 28.03.2017г, тогда как согласно п. 8 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения ст. 4 настоящего Федерального закона не распространяются на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подавших до 01.01.2013 г. в установленном порядке заявление и необходимые документы в целях их постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и имеющих право на ее получение. За указанными сотрудниками сохраняется право на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом сохранения этого права в случае увольнения сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с правом на пенсию, не может повлечь возможность отмены принятого по делу судебного постановления.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий ( пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, и на момент принятия ответчиком оспариваемого решения существовала норма, содержащая запрет на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ранее 5 лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.