Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Бельченко И.В.
и судей Владимировой Н.Ю, Рачиной К.А,
при секретаре Завалишиной Н.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе УСЗН ЮВАО г. Москвы на решение Кузьминского районного суда города Москвы от 16 мая 2017 года, которым постановлено: признать незаконным и отменить решение ОСЗН района Кузьминки УСЗН ЮВАО г. Москвы об отказе Клочковой Е.В. в предоставлении государственной услуги по выдаче удостоверения "Ветерана труда" от ***г. N ***, обязать УСЗН ЮВАО г. Москвы в лице ОСЗН района Кузьминки рассмотреть заявление о присвоении Клочковой Е.В. звания "Ветеран труда" и выдаче соответствующего удостоверения,
УСТАНОВИЛА:
Клочкова Е.В. 17.02.2017 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЮВАО г. Москвы), в котором просила признать незаконным отказ ответчика от *** в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда", мотивируя обращение тем, что является получателем трудовой пенсии по старости и награждена знаком "Ударник девятой пятилетки", однако при обращении к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", ей было отказано в этом.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признала.
16.05.2017 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик УСЗН ЮВАО г. Москвы п о доводам апелляционной жалобы, подписанной начальником управления Корчагиной О.С.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика УСЗН ЮВАО г. Москвы по доверенности Петрова У.А. доводы жалобы поддержала, представитель истца Клочковой Е.В. по доверенности Клочков С.В. против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Клочкова Е.В, *** года рождения, являясь получателем трудовой пенсии по старости с 2010 года (л.д. 31), *** обратилась в отдел социальной защиты населения района Кузьминки УСЗН ЮВАО г. Москвы с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда"; *** ответчик отказал истцу в присвоении данного звания и выдаче удостоверения "Ветеран труда", указав, что представленный ею знак "Ударник девятой пятилетки" не является ведомственным знаком отличия в труде (л.д. 32).
Из материалов дела следует и подтверждается записями в трудовой книжке, что в период работы Клочковой Е.В. в Волгоградском райпищеторге, куда она зачислена 26.06.1974 продавцом магазина по окончании техникума, на основании постановления Коллегии Министерства торговли РСФСР и Президиума ЦК профсоюза работников госторговли и потребкооперации N *** от *** истец была награждена знаком "Ударник девятой пятилетки", что подтверждается удостоверением к знаку, в котором указано, что знак учрежден ЦК КПСС, Совмином СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ (л.д. 15-30).
Разрешая требования Клочковой Е.В. о признании незаконным решения отдела социальной защиты населения района Кузьминки УСЗН ЮВАО г. Москвы об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и удовлетворяя их, суд исходил из того, что факт награждения истца знаком "Ударник девятой пятилетки" подтвержден соответствующими доказательствами, указанный знак является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", на основании Постановления Президиума ВЦСПС от 27.02.1974 "Об утверждении образца единого общесоюзного знака "Ударник девятой пятилетки" и Положения о нем" (Протокол N 4 п. 13), а иных оснований к отказу в присвоении звания "Ветеран труда" в оспариваемом решении не приведено.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом, поскольку он основан на неправильном толковании и применении положений законодательства.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действующей на момент обращения Клочковой Е.В. к ответчику, рассмотрении им заявления и рассмотрения дела в суде, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Положения ст. 7 указанного закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий ведомственной награды за продолжительный добросовестный труд.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что з вание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
Положением о едином общесоюзном знаке "Ударник девятой пятилетки Единый общесоюзный знак "Ударник девятой пятилетки" учрежден Постановлением Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) от 27.02.1974 " Об утверждении образца единого общесоюзного знака "Ударник девятой пятилетки" и Положения о нем " для награждения лучших рабочих, колхозников, руководящих инженерно-технические работников, служащих предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудников научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений, добившихся наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании и досрочно выполнивших пятилетние задания.
В соответствии с Положением о едином общесоюзном знаке "Ударник девятой пятилетки" указанным знаком награждаются работники предприятий и организаций республиканского подчинения - совместным решением министерства, ведомства союзной республики и республиканского комитета профсоюза (по РСФСР - министерства, ведомства РСФСР и ЦК профсоюза); работники предприятий и организаций, подчиненных обл(край)исполкомам и не связанных подчиненностью с каким-либо министерством, ведомством, - совместным решением обл(край)исполкома и областного, краевого совета профсоюзов (п. 2). Ходатайства о награждении знаком "Ударник девятой пятилетки" возбуждаются администрацией, комитетом профсоюза и комитетом комсомола предприятия, организации, учреждения, совхоза, колхоза; на представляемых к награждению знаком "Ударник девятой пятилетки" составляются списки, в которых указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о выполнении пятилетних заданий и социалистических обязательств; списки направляются в соответствующие министерства, ведомства или обл(край)исполкомы (п. 3).
Исходя из содержания вышеуказанного Положения о знаке "Ударник девятой пятилетки ", принимая во внимание, что на момент награждения им истец имела трудовой стаж и работала на предприятии менее 2 лет, то условия награждения указанным знаком не могут рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, которое является основанием для признания лица ветераном труда.
Кроме того, указанный знак в систему государственных наград, установленную п. 27 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" не входит, и не являлся почетным званием СССР и РСФСР, поскольку не включен в перечень почетных званий СССР и РСФСР, установленный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 N 360-Х, и статьей 11 Положения о государственных наградах РСФСР, утвержденного Указом Президиума ВС РСФСР от 27.01.1983.
В силу вышеуказанных нормативных актов правовых оснований для присвоения Клочковой Е.В. звания "Ветеран труда" не имеется.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Кузьминского районного суда города Москвы от 16.05.2017 и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Клочковой Е.В. о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и обязании его присвоить.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кузьминского районного суда города Москвы от 16 мая 2017 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Клочковой Е.В. к УСЗН ЮВАО города Москвы о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда" отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.