Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Гончаровой О.С., Дорохиной Е.М., при секретаре Игнатовой Е.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 21 июня 2017 года, которым постановлено:
- Исковое заявление военного прокурора Петрозаводского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в 2-месячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести капитальное строительство (реконструкцию) очистных сооружений водозабора и водоотведения в военных городках войсковой части... (... ) и N 9 (... ),
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Петрозаводского гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований, прокурор указал, что военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона проведена прокурорская проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при организации водоснабжения и водоотведения в военных городках войсковой части... Надзорными мероприятиями установлено, что военный городок... представляет собой комплекс объектов военной инфраструктуры, на фондах которых расквартирована войсковая часть., и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером... площадью... кв.м, установлено что они являются собственностью Российской Федерации, зарегистрированная категория земельных участков - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального обеспечения.
Объекты военной инфраструктуры военного городка N.., жилые дома и иные объекты недвижимости военного городка N... объединены сетями водоснабжения и канализации.
Водоснабжение военных городков централизованное, источником водопользования является река... При этом, из русла реки вода к источникам водопотребления поступает без очистки. Так, технологическое оборудование для осветления и обесцвечивания воды на водонасосной станции (... года постройки) не предусмотрено, хлораторная станция является объектом незавершенного капитального строительства, в связи с чем не используется.
Канализационная система указанных военных городков представлена сетью самотечной хозяйственно-бытовой канализации, охватывающей жилую и служебную зоны двух военных городков.
Очистные сооружения представляют собой объекты незавершенного (с... годов) капитального строительства, которые в эксплуатацию не вводились, не эксплуатировались и обслуживающими организациями не принимались. Системой очистных сооружений, септиков и выгребов канализационная система военных городков не оборудована. Канализационные стоки от военных городков... сбрасываются на рельеф местности и сливаются в реку... без какой-либо механической и биологический очистки.
Указанные нарушения выявлены в... году специалистами отдела государственного санитарно-эпидемиологического надзора Западного военного округа, о чем составлен Акт по результатам мероприятий по контролю от.., в адрес командира войсковой части... направлено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства N... года.
Согласно заключению привлеченного к прокурорской проверке специалиста Управления Росприродонадзора по... установлено, что выпуск хозяйственно-бытовых сточных вод от казарменно-служебного фонда военного городка N... осуществляется в лесополосе в ручей, который на расстоянии 80 метров впадает в реку... Сточные воды в нарушение п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации какой-либо очистке не подвергаются.
Выпуск хозяйственно-бытовых сточных вод от жилого фонда военного городка N... осуществляется в реку... При этом, в нарушение п.п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, очистка сточных вод не осуществляется, производится периодическое обеззараживание раствором гипохлорита кальция.
Отсутствует программа лабораторного контроля за сбросом сточных вод, производственный контроль качества воды не осуществляется.
Также установлено, что в 6-8 км. ниже по течению реки... от указанных точек сброса размещен водозабор для жителей...
Продолжающееся длительное время поступление в реку... загрязняющих веществ в составе сточных вод от войсковой части и жилого фонда военных городков нарушает права граждан на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, наносит ущерб водному объекту.
Истец просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации в 2-месячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести капитальное строительство (реконструкцию) очистных сооружений водозабора и водоотведения в военных городках войсковой части... (... ) и N...
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Минобороны РФ по доверенности Алиханова А.Ю. в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Третье лицо АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в судебное заседания представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель Министерства обороны Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства Обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте слушания дела обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 45 Конституции Российской Федерации, ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона проведена прокурорская проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при организации водоснабжения и водоотведения в военных городках войсковой части...
Вышеуказанной проверкой установлено, что водоснабжение военных городков централизованное, источником водопользования является река Кемь, из русла реки вода к источникам водопотребления поступает без очистки, хлораторная станция является объектом незавершенного капитального строительства, в связи с чем не используется, канализационная система указанных военных городков представлена сетью самотечной хозяйственно-бытовой канализации, охватывающей жилую и служебную зоны двух военных городков, очистные сооружения в эксплуатацию не вводились, не эксплуатировались и обслуживающими организациями не принимались, системой очистных сооружений, септиков и выгребов канализационная система военных городков не оборудована, канализационные стоки от военных городков N... и N... сбрасываются на рельеф местности и сливаются в реку... без какой-либо механической и биологический очистки.
В нарушение ст.ст. 34 и 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации выпуск хозяйственно-бытовых сточных вод от казарменно-служебного фонда военного городка N... осуществляется в лесополосе в ручей, который на расстоянии 80 метров впадает в.., сточные воды какой-либо очистке не подвергаются.
Обращаясь в суд с иском прокурор указал, что продолжающееся длительное время поступление в реку... загрязняющих веществ в составе сточных вод от войсковой части и жилого фонда военных городков нарушает права граждан на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, наносит ущерб водному объекту. Сброс сточных вод ненадлежащего качества ведет к загрязнению земель, почв и водных объектов, что в свою очередь посягает на законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятные условия окружающей среды.
В ходе рассмотрения дела данные обстоятельства стороной ответчика не оспорены и подтверждаются заключением специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия от... года.
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 года N 1089-р и от 09 ноября 2016 года N 2365р АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах, 2017-2018 годах соответственно закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
В соответствии с п. 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Согласно подпунктам 26, 68, 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Минобороны организует службу войск и обеспечивает безопасность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 125 и 214 Гражданского кодекса РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, права собственника и обязанности, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества.
Частями 1, 2 и 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации), земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Субъект, находящийся на праве оперативного управления имуществом воинского учреждения, согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерство обороны Российской Федерации действия по проведению капитального строительства (реконструкции) очистных сооружений водозабора и водоотведения в военных городках войсковой части... не производит.
Поскольку в настоящее время, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, восстановления водного объекта, функционирования систем, обеспечивающих безопасный сброс сточных вод необходимо проведение капитального ремонта очистных сооружений водозабора и водоотведения в военных городках, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Военного прокурора Петрозаводского гарнизона о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности в 2-месячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести капитальное строительство (реконструкцию) очистных сооружений водозабора и водоотведения в военных городках войсковой части...
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд обоснованно установилсрок на проведение капитального строительства (реконструкции) очистительных сооружений водозабора и водоотведения в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, указав, что соответствующие мероприятия должны быть проведены в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы судом и которым в решении дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Ссылки в апелляционной жалобе представителя ответчика на отсутствие исходно-распорядительной документации, согласованной и утвержденной, не могут послужить основаниями к отмене решения суда, поскольку в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором, ответчик, должен был предпринять меры к недопущению нарушений безопасности окружающей среды.
Непринятие Министерством обороны РФ по предотвращению установленного нарушения противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, доказательств в опровержение заявленных требований, ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, и обстоятельств, опровергающих выводы суда, нуждающихся в дополнительной проверке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.