Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Шаповалова Д.В,
судей Коневой С.И, Тиханской А.В,
при секретаре Щербаковой Ю.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Москве на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 12 сентября 2017 года по административному исковому заявлению Колесник Т.А. к Управлению Росреестра по Москве, ДГИ г. Москвы о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
представитель Колесник Т.А. - Деменков Ф.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Москве, ДГИ г. Москвы, уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные требования, в котором просил признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве от 06.06.2016 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру N, расположенную по адресу: ****; обязать Управление Росреестра по Москве зарегистрировать переход права собственности на указанную квартиру от М.В.В. к Колесник Т.А.
В обоснование доводов указал, что право собственности на указанную квартиру перешло к Колесник Т.А. на основании договора дарения, заключенного 00.00.0000 года с М.В.В, с которым она состояла в браке с 00.00.0000 года.
00.00.0000 года Колесник Т.А. и М.В.В. в целях регистрации перехода права собственности на указанное жилое помещение лично подали в Управление Росреестра по Москве соответствующее заявление и договор дарения квартиры.
00.00.0000 года государственная регистрация была приостановлена сроком на 1 месяц, в связи с тем, что у регистрирующего органа возникли сомнения в подлинности представленного договора и достоверности сведений, содержащихся в нем, поскольку подписи дарителя и одаряемой не соответствуют их подписям, проставленным в заявлении о регистрации права.
00.00.0000 года М.В.В. скончался.
00.00.0000 года в виду смерти М.В.В. Управлением Росреестра по Москве было принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности.
Считает, оспариваемый отказ незаконным, поскольку М.В.В. лично участвовал в заключении договора дарения и подаче документов на регистрацию, чем выразил свою волю и на заключение договора и на государственную регистрацию перехода права собственности. А факт смерти дарителя в процессе осуществления государственной регистрации права не является основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 12 сентября 2017 года административные исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 06.06.2016 года об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества квартиру N, расположенную по адресу: ****.
На Управление Росреестра по Москве возложена обязанность произвести государственную регистрацию перехода права собственности на указанную квартиру от М.В.В. к Колесник Т.А. по договору дарения от 00.00.0000 года.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Москве просит об отмене решения суда, поскольку считает, что судом не правильно определены обстоятельства имеющие значение для данного дела и не учтено, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В заседании судебной коллегии Колесник Т.А. и ее представитель Молов Д.В. возражали против доводов апелляционной жалобы и просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Колесник Т.А. и М.В.В. состояли в зарегистрированном браке с 00.00.0000 года.
00.00.0000 года между Колесник Т.А. и М.В.В. был заключен договор дарения в простой письменной форме, по условиям которого Моргунов В.В. подарил Колесник Т.А. принадлежащую ему на праве собственности квартиру N *****.
00.00.0000 года Колесник Т.А. и М.В.В. лично обратились в Управление Росреестра по Москве с заявлением о регистрации права собственности на указанную квартиру.
00.00.0000 года государственная регистрация была приостановлена сроком на один месяц и заявителям было рекомендовано подтвердить подлинность договора дарения и достоверность сведений, содержащихся в нем.
Основанием для приостановления государственной регистрации послужило то, что у государственного регистратора возникли сомнения в подлинности представленного договора и достоверности сведений, содержащихся в нем, поскольку подписи дарителя и одаряемой, по мнению государственного регистратора, не соответствуют их подписям, проставленным в заявлении о регистрации права.
00.00.0000 года М.В.В. умер.
00.00.0000 года Управлением Росреестра по Москве принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на указанную квартиру.
Основанием для отказа послужила смерть Моргунова В.В, и прекращение в связи с этим его правоспособности.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, правильно руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Гражданского кодекса РФ, обоснованно исходил из того, что М.В.В. лично явился в Управление Росреестра по Москве для государственной регистрации перехода право собственности по договору дарения, выразив тем самым свою волю на осуществление государственной регистрацию перехода права собственности.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт смерти М.В.В. не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении закона и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации права, возникающего на основании такого договора.
В данном случае даритель и одаряемый лично явились в регистрирующий орган, лично подав соответствующее заявление о регистрации, а также договор дарения, подтверждающий переход права собственности.
Таким образом, как даритель, так и одаряемый выразили свою волю на исполнение условий договора дарения и на осуществление государственной регистрации перехода права собственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 года N 132-О, государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.
Наличие у государственного регистратора сомнений в подлинности подписей, проставленных на договоре дарения с учетом личной явки дарителя и одаряемого в регистрирующий орган с соответствующим заявлением не может являться основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности.
Указанная сделка никем не оспорена. Иных прав на указанную квартиру не заявлено.
При этом, в ст. 27 указанного Федерального закона установлено, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Таким образом, смерть стороны сделки после подачи документов на государственную регистрацию, но до ее осуществления не может являться основанием для отказа в государственной регистрации.
Волеизъявление М.В.В. на государственную регистрацию перехода права собственности на отчуждаемое им жилое помещения было выражено путем его личного обращения в регистрирующий орган в установленном порядке с соответствующим заявлением с предоставлением договора дарения.
При указанных обстоятельствах приостановление государственной регистрации по причине того, что у государственного регистратора возникли сомнения в подлинности подписей, проставленных в представленном на регистрацию договоре, с учетом личной явки сторон сделки для подачи заявления на государственную регистрацию, также не может быть признано обоснованным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации перехода права собственности.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске срока на обращение в суд с настоящим административным иском не могут служить основанием для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела оспариваемое решение принято 00.00.0000 года.
00.00.0000 года с целью защиты прав Колесник Т.А. ее представитель обратился в суд в порядке гражданского судопроизводства с требованиями о возложении на Управление Росреестра по Москве погасить запись о праве собственности М.В.В. и зарегистрировать переход права собственности к Колесник Т.А.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд указал, что Колесник Т.А. не лишена возможности обратиться за защитой своих прав в ином порядке после принятия наследства наследниками умершего.
М.В.В. умер 00.00.0000 года.
Срок вступления в наследство истек 00.00.0000 года.
00.00.0000 Колесник Т.А. обратилась в Тимирязевский районный суд г. Москвы с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы кадастра и картографии по г. Москве о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на указанную квартиру. Однако 00.00.00000 года в принятии искового заявления Колесник Т.А. отказано.
После получения данного определения представитель Колесник Т.А. 00.00.0000 года обратился в суд с настоящим иском.
При указанных обстоятельствах полагать об отсутствии уважительных причин пропуска установленного срока для обращения в суд оснований не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые влияли бы на существо принятого решения, не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 12 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.