Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Шаповалова Д.В,
судей Коневой С.И, Гордеевой О.В,
при секретаре Сытине В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе Путилина А.П. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2017 года по административному исковому заявлению Путилина А.П. к администрации городского округа Щербинка г. Москвы, ДГИ г. Москвы о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Путилин А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными бездействие административных ответчиков, выразившееся в невыполнении обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом N, расположенном на ул. ****; обязать административных ответчиков выполнить работы по формированию указного земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
В обоснование доводов указал, что, несмотря на его обращения и установленную законом обязанность, со стороны административных ответчиков допускается незаконное бездействие, выраженное в отсутствии действий, направленных на формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом N, расположенном на ул. ***, собственником квартиры в котором является истец.
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2017 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Путилин А.П. просит решение суда отменить, поскольку считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Считает, что отсутствие проекта межевания территории не может являться основанием для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Путилин А.П. является собственником квартиры N, расположенной в многоквартирном жилом доме N на ул. ****.
На его обращение в администрацию городского округа Щербинка г. Москвы о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом и постановке его на кадастровый учет им получен ответ, в котором было разъяснено, что указанные вопросы не относятся к компетенции администрации.
На его обращение в ДГИ г. Москвы ему было сообщено, что формирование земельного участка под многоквартирным домом производится на основании разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории. Однако учитывая, что в настоящее время проект межевания территории не утвержден, то формирование указанного земельного участка не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно руководствуясь положениями Градостроительного кодекса РФ и Закона г. Москвы от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве", пришел к выводу о невозможности формирования земельного участка под многоквартирным домом в отсутствие утвержденной документации по планировке территории.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку формирование земельного участка под многоквартирным домом в отсутствие утвержденной документации по планировке может привести к нарушению прав смежных землепользователей.
Так, в ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве", уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким уполномоченным органом в г. Москве является Департамент городского имущества г. Москвы, что следует из Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 года N 99-ПП.
В соответствии п. 3 ст. 12 указного Закона и ст. 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого жилого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то на основании решения общего собрания собственников помещений уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом.
Однако Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.05.2010 года N 12-П признал ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36.
И разъяснил, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Таким образом, в соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 189-ФЗ, с учетом толкования Конституционного Суда РФ, изложенного в Постановлении от 28.05.2010 года N 12-П, собственник помещения в многоквартирном доме, земельный участок под которыми не сформирован, вправе обратиться в уполномоченный орган в индивидуальном порядке с заявлением о формировании такого земельного участка. И такое заявление является основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, формирование земельного участка под многоквартирным домом в отсутствие утвержденной документации по планировке может привести к нарушению прав смежных землепользователей. Требование заявителя об установлении границ земельного участка не может расцениваться как законное и обоснованное.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Фактические обстоятельства по делу установлены правильно и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Путилина А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.