Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарёва, С.И. Коневой, при секретаре А.В. Чариковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе Комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (в дальнейшем ? Москомстройинвест) на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2017 года по делу по административному иску С.А. Орлова, И.А. Прохоровой, Н.В. Минаевой, Я.И. Ступникова, О.Е. Бычковой, Н.Н. Борисовой, А.Н. Зудилиной, И.В. Филимошиной, О.Ю. Марченко, Л.Э. Джабраиловой к Москомстройинвесту об оспаривании решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены
установила:
С.А. Орлов, И.А. Прохорова, Н.В. Минаева, Я.И. Ступников, О.Е. Бычкова, Н.Н. Борисова, А.Н. Зудилина, И.В. Филимошина, О.Ю. Марченко, Л.Э. Джабраилова обратились в суд с указанным выше административным иском к Москомстройинвесту, не соглашаясь с решением об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены.
Требования мотивированы тем, что Москомстройинвест ошибочно исходил из того что заключённые административными истцами договоры не подпадали под установленные законодательством критерии, позволяющие включить их в реестр пострадавших дольщиков строительства. Кроме того, административные истцы выражали несогласие с выводом Москомстройинвеста, согласно которому их денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2017 года постановлено: признать незаконными решения Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 18.07.2017 г. (в отношении Прохоровой И.А.), от 18.07.17 г. (в отношении Минаевой Н.В.), от 23.06.2017 г. (в отношении Ступникова Я.И.), от 30.06.2017 г. (в отношении Бычковой О.Е.), от 20.06.2017 г. (в отношении Борисовой Н.Н.), от 18.07.2017 г. (в отношении Зудилиной А.Н.), от 13.06.17 г. (в отношении Филимошиной И.В.), от 13.06.2017 г. (в отношении Джабраиловой Л.Э.), от 29.06.2017 г. (в отношении Марченко О.Ю.), от 20.06.2017 г. (в отношении Орлова С.А.); возложить обязанность на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства включить Прохорову И.А, Минаеву Н.В, Ступникова Я.И, Бычкову О.Е, Борисову Н.Н, Зудилину А.Н, Филимошину И.В, Джабраилову Л.Э, Марченко О.Ю, Орлова С.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
В апелляционной жалобе Москомстройинвеста ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Москомстройинвеста А.В. Михайлова, по доверенности от 2 ноября 2017 года, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель С.А. Орлова, И.А. Прохоровой, Н.В. Минаевой, Я.И. Ступникова, О.Е. Бычковой, Н.Н. Борисовой, А.Н. Зудилиной, И.В. Филимошиной, О.Ю. Марченко, Л.Э. Джабраиловой - А.С. Обрывко, по доверенностям от 30 июня 2017 года, 29 июня 2017 года, 21 июля 2017 года, 24 июля 2017 года, 11 августа 2017 года, 13 июня 2017 года, 15 августа 2017 года, 16 августа 2017 года, 22 августа 2017 года, а также Н.В. Минаева, Я.И. Ступников, Н.Н. Борисова, А.Н. Зудилина, И.В. Филимошина, С.А. Орлов просили решение c уда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие И.А. Прохоровой, О.Е. Бычковой, О.Ю. Марченко, Л.Э. Джабраиловой, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Москомстройинвеста, представителя С.А. Орлова, И.А. Прохоровой, Н.В. Минаевой, Я.И. Ступникова, О.Е. Бычковой, Н.Н. Борисовой, А.Н. Зудилиной, И.В. Филимошиной, О.Ю. Марченко, Л.Э. Джабраиловой, а также административных истцов Н.В. Минаеву, Я.И. Ступникова, Н.Н. Борисову, А.Н. Зудилину, И.В. Филимошину, С.Ю. Орлова, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В нарушение приведённых законоположений и требований ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд не только неверно распределил бремя доказывания между сторонами, но уклонился от исследования оснований принятых Москомстройинвестом решений.
Так, в судебном акте указано, что принимая данные решения, по поводу которых возник спор, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контроля в области долевого строительства руководствовался пп. 1, 2 п. 14 Приказа Минрегиона России от 20.09.2013 г. N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Однако данный вывод не соответствует действительности, так как Москомстройинвест руководствовался подпунктами 4, 5 п. 14 названного Приказа, в соответствии с которыми основаниями для отказа во включении заявителя в реестр являются: привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040) (подп. 4); привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей (подп. 5).
При таком положении предмет судебной проверки у судебной коллегии по административным делам Московского городского суда отсутствует, так как какого-либо суждения по спорному вопросу - правильности применения подп. 4, 5 п. 14 упомянутого Приказа - решение суда не содержит, что лишает суд апелляционной инстанции постановить по делу новое решение в силу того, что нормы КАС РФ не допускают возможности перейти к рассмотрению дела по общим правилам производства в суде первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть следующее.
В силу частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с данным Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела судом).
Согласно части 2 статьи 1 названного Федерального закона привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только: 1) на основании договора участия в долевом строительстве; 2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; 3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 приведённого Федерального закона по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу части 4 этой же статьи договор должен содержать: 1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; 2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; 3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты; 4) гарантийный срок на объект долевого строительства; 5) способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 9 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 декабря 2013 года, при наличии в предварительном договоре участия в долевом строительстве условий, обязательных для включения в договор участия в долевом строительстве согласно части 4 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", и в случае соответствия лица, привлекшего денежные средства для строительства, требованиям, предъявляемым к застройщикам статьями 2 (пункт 1) и 3 (части 1 и 2) названного Закона, предварительный договор признается договором участия в долевом строительстве, подлежащим государственной регистрации, с возложением на застройщика обязанности по предоставлению документов на государственную регистрацию.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение, которые необходимо установить при новом рассмотрении дела, являются соответствие лиц, привлекавших денежные средства административных истцов, требованиям, предъявляемым к застройщикам статьями 2 (пункт 1) и 3 (части 1 и 2) названного Закона.
В соответствии с указанными законоположениями (в редакции на момент заключения договоров), застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства") случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Исходя из содержания статьи 19 названного Закона об участии в долевом строительстве, застройщик обязан предоставлять информацию о проекте строительства, а также о фактах внесения изменений в проектную документацию.
В пункте 1 статьи 21 Закона об участии в долевом строительстве установлено, что информация о проекте строительства должна соответствовать проектной документации и содержать, в том числе, информацию о местоположении строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и об их описании, подготовленном в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдано разрешение на строительство; о функциональном назначении нежилых помещений в многоквартирном доме, не входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, если строящимся (создаваемым) объектом недвижимости является многоквартирный дом; о составе общего имущества в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которое будет находиться в общей долевой собственности участников долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов недвижимости и передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства.
На установление данных обстоятельств было указано в Определении Верховного Суда РФ от 25 мая 2016 г. N 55-КГ16-4.
Кроме того, при новом рассмотрении дела суду надлежит выяснить, привлекались ли денежные средства административных истцов для строительства многоквартирных домов на землях, предназначенных для этих целей, и были ли оплачены векселедержателем векселя, которые использовались при расчётах И.А. Прохоровой, Н.В. Минаевой, А.Н. Зудилиной.
Руководствуясь ст. 311, п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2017 года отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.