Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, С.И. Коневой, при секретаре А.В. Чариковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе представителя М.А. Агаповой - М.В. Голосова на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 мая 2017 года по административному иску М.А. Агаповой к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета жилого дома
установила:
М.А. Агапова обратилась в суд с указанным выше административным иском к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве, в котором просила восстановить свои права на государственный кадастровый учёт жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***.
Требования мотивированы тем, что филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве неправомерно приостановил государственный кадастровый учёт с возложением на административного истца обязанности представить исправленный технический план помещения, ошибочно полагая его оформленным с нарушением закона.
В соответствии с протокольным определением Гагаринского районного суда г. Москвы к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Л.С. Чаркина (л.д. 36).
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представителя М.А. Агаповой - М.В. Голосова, по доверенности от 1 октября 2015 года, ставится вопрос об отмене решения.
Представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве К.В. Каратуев, по доверенности от 14 августа 2017 года, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя М.А. Агаповой, заинтересованного лица Л.С. Чаркиной, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В нарушение приведённых законоположений и требований ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд неверно распределил бремя доказывания между сторонами и, не установив всех обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
На момент рассмотрения спора судом обязанность по совершению кадастрового учета в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившем в силу с 1 января 2017 года, возложена на Управление Росреестра по г. Москве. Соответственно, указанный орган государственной власти в силу ч. 5 ст. 41 КАС РФ должен быть привлечён к участию в деле, что судом сделано не было.
Изложенное применительно к п. 3 ст. 309, п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ является безусловным основанием для отмены решения суда с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Кроме того, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о том, что суд уклонился от рассмотрения дела по существу, так как не установилсоответствие действительности в оспариваемом решении филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве выводов о том, что сведения о местоположении характерных точек границ контура здания, полученные согласно представленным координатам, не соответствуют сведениям, приведённым в графической части технического плана. Не исследованы судом, а значит и не установлены иные основания обжалуемого решения, связанные с тем, что графическая часть технического плана не соответствует требованиям п. 49 Требований Приказа Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 (ред. от 25.02.2014) "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке", действовавшего до 1 января 2017 года
Данные обстоятельства имеют существенное значение, так как положения п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" допускали возможность приостановления государственной регистрации в случае, если представленные документы не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
Таким образом, приведённые законоположения требуют, чтобы решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта исключало многозначность его толкования и позволяло установить, в чём именно выразилось нарушение упомянутого Федерального закона и п. 49 Требований Приказа Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика Управление Росреестра по г. Москве, проверить, соответствует ли объём сведений, включённый в технический план, названным Требованиям Приказа Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 (ред. от 25.02.2014) "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке".
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 мая 2017 года отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.