Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОАО "Мосхладокомбинат N 3" об оспаривании действий Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосхладокомбинат N 3" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просит признать незаконными действия Комиссии, выразившееся в вынесении уведомления от 6 декабря 2017 года N *** об отказе в принятии к рассмотрению заявления ОАО "Мосхладокомбинат N 3" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером ***. Кадастровая стоимость поименованного объекта недвижимого имущества определена по состоянию на 1 января 2016 года в размере 114 413 357 рублей 72 копеек.
Поскольку несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, ОАО "Мосхладокомбинат N 3", воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, 28 ноября 2017 года обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Между тем уведомлением (далее - Уведомление) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 6 декабря 2017 года N ***об отказе в принятии документов на Комиссию, заявление ОАО "Мосхладокомбинат N 3" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *** возвращено подателю со ссылкой на то обстоятельство, что отсутствуют зарегистрированные права на указанный в заявлении объект недвижимости с кадастровым номером ***.
Административный истец считает незаконными действия Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, выразившиеся в вынесении Уведомления от 6 декабря 2017 года N ***, поскольку они противоречит нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Представитель административного истца Михайлов А.Р. в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Сухов Д.А. в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, против удовлетворения заявленных требований возражал. Указал, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует запись о наличии зарегистрированных прав на здание с кадастровым номером ***. Также пояснил, что документы, представленные заявителем в материалы дела и подтверждающие изменение адреса и площади спорного объекта ранее в Комиссию не представлялись.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.18 этого же Закона к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Судом установлено, что ОАО "Мосхладокомбинат N 3" 16 декабря 2016 года в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** по основанию установления в отношении данного объекта недвижимости рыночной стоимости.
Согласно перечню приложений к заявлению были приложены: оригинал выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости здания; нотариально заверенная копия правоудостоверяющего документа на объект недвижимости - здание с кадастровым номером *** ; оригинал отчета об оценке на бумажном носителе и в электронной форме; оригинал выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, копии свидетельств о государственной регистрации юридического лица и постановке на учет в налоговом органе; копии судебных актов арбитражного суда о введении в отношении заявителя процедуры конкурсного производства (т. 1, л.д. 272-273). Эти же документы поименованы в качестве возвращаемых административному истцу в оспариваемом Уведомлении (т. 1, л.д. 295-296).
Между тем Уведомлением от 6 декабря 2017 года N ***отказано в принятии к рассмотрению заявления ОАО "Мосхладокомбинат N 3" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***. В качестве основания для вынесения Уведомления указано на то, что отсутствуют зарегистрированные права на указанный в заявлении объект недвижимости с кадастровым номером ***.
В судебном заседании представителем административного ответчика в обоснование названной позиции представлена выписка из автоматизированной информационной системы "ГКН", согласно которой в ЕГРН записей о зарегистрированных на здание с кадастровым номером *** правах не имеется.
Указанные выводы Комиссии суд считает необоснованными.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК РФ п рава на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Иное установлено положениями ст.ст. 58, 218 ГК РФ.
Согласно ст. 58 ГК РФ п ри преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. При этом в силу ст. 16 Федерального закона от 8 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
В соответствии с п. 4 ст. 8.1 ГК РФ, если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия.
Таким образом, государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимости при реорганизации юридического лица в форме преобразования, а также внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости, не является обязательной и осуществляется по заявлению реорганизованного юридического лица.
В том случае, если государственная регистрация перехода права собственности при реорганизации юридического лица осуществлена не была, документами, подтверждающими наличие права собственности на объект недвижимого имущества, будут являться свидетельство о праве собственности (либо выписка из ЕГРН), подтверждающее право правопредшественника на такой объект.
Судом установлено, что согласно свидетельству о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы здание по адресу: *** принадлежит на праве собственности АООТ "Мосхладокомбинат N 3".
Из материалов дела также следует, что 26 апреля 1996 года общим собранием акционеров АООТ "Мосхладокомбинат N 3" было принято решение о переименовании АООТ "Мосхладокомбинат N 3" в ОАО "Мосхладокомбинат N 3" в целях приведения учредительных документов в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах", что подтверждается протоколом общего собрания (т. 1, л.д. 303-307). На основании принятого решения был утвержден Устав ОАО "Мосхладокомбинат N 3" (т. 1, л.д. 308-334).
Заявителем в материалы дела также представлена справка об идентификации адреса объекта, согласно которой здание по адресу: *** и здание по адресу: *** являются одним и тем же объектом. Официальным адресом объекта является адрес: ***.
Кроме того, из справки ГУП г. Москвы МосгорБТИ от 10 ноября 2009 года следует, что площадь названного здания равная 416,5 кв.м. (на что указано и в свидетельстве о регистрации права) изменилась в сторону увеличения и стала составлять 652 кв.м.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что ОАО "Мосхладокомбинат N 3" является собственником здания, расположенного по адресу: ***.
Доводы административного ответчика о том, что документы, подтверждающие смену наименования административного истца, а также изменение адреса и площади объекта, не были представлены в Комиссию, не могут быть приняты судом во внимание.
Так, основанием для отказа в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости послужило не отсутствие вышеупомянутых документов, а отсутствие записи в ЕГРН о зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером ***.
Между тем действующее законодательство указаний на необходимость внесения в ЕГРН записи о регистрации права собственности на объект, в отношении которого пересматривается кадастровая стоимость, не содержит, обязывая заявителя предоставить лишь нотариально заверенный правоустанавливающий либо правоподтверждающий документ на объект недвижимости.
Не предусмотрено такого основания для возвращения заявления о пересмотре кадастровой стоимости как отсутствие соответствующей записи в ЕГРН и пунктом 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263.
Соответственно, административным истцом в Комиссию были представлены все требуемые статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" документы, а отказ в принятии документов на Комиссию является необоснованным.
В том случае, если у секретаря Комиссии имелись сомнения относительно принадлежности спорного здания административному истцу в связи с различиями в указании площади объекта и адреса его нахождения, содержащимися в ЕГРН и приведенными в свидетельстве о регистрации права, он не был лишен возможности предложить заявителю представить дополнительные документы.
Иных оснований для отказа в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимого имущества судом также не установлено.
Так, административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении здания с кадастровым номером *** уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
В отношении нежилого здания с кадастровым номером *** установлена кадастровая стоимость в размере 114 413 357 рублей 72 копеек (т. 1, л.д. 10).
В такой ситуации результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества влияют на права и обязанности ОАО "Мосхладокомбинат N 3" как плательщика налога, а общество вправе обращаться в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной.
Административный истец обратился в Комиссию в установленный Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" срок, что стороной административного истца не оспаривалось.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
С учетом изложенного, суд п ризнает незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившееся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 6 декабря 2017 года N ***в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление ОАО "Мосхладокомбинат N 3" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2016 года в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 6 декабря 2017 года N ***в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод ОАО "Мосхладокомбинат N 3", обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть по существу заявление ОАО "Мосхладокомбинат N 3" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *** в срок не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.