Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОАО "Трехгорная мануфактура" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Трехгорная мануфактура" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** в размере 187 949 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 181 522 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 220 197 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 90 128 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 33 441 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 74 592 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 35 637 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 763 328 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 636 489 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 583 456 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 634 188 000 рублей, то есть в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "***".
В обоснование заявленных требований административные истец указал на то, что является собственником указанных нежилых зданий, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 года установлена в размере 445 483 791 рубля 07 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 309 409 201 рубля 04 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 303 852 704 рублей 75 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 221 476 941 рубля 77 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 169 890 649 рублей 10 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 117 353 317 рублей 64 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 168 773 999 рублей 36 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 1 553 048 882 рублей 20 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 1 151 353 129 рублей 29 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 1 118 427 529 рублей 11 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 1 305 772 960 рублей 79 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых зданий их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представители ОАО "Трехгорная мануфактура" по доверенности Важина А.Н, Карамов Р.И. в судебном заседании требования уточнили, просили установить кадастровую стоимость нежилых зданий в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Лисицкий Д.И. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ОАО "Трехгорная мануфактура" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 30, 32, 40, 48, 56, 64, 72, 80, 88, 96, 98).
По состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость в отношении спорных объектов установлена в размере 445 483 791 рубля 07 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 309 409 201 рубля 04 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 303 852 704 рублей 75 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 221 476 941 рубля 77 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 169 890 649 рублей 10 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 117 353 317 рублей 64 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 168 773 999 рублей 36 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 1 553 048 882 рублей 20 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 1 151 353 129 рублей 29 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 1 118 427 529 рублей 11 копеек - в отношении здания с кадастровым номером ***; 1 305 772 960 рублей 79 копеек - в отношении здания с кадастровым номером *** (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости - т. 1, л.д. 31, 33, 41, 49, 57, 65, 73, 81, 89, 97, 99).
Административный истец ОАО "Трехгорная мануфактура" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых зданий влияют на права и обязанности ОАО "Трехгорная мануфактура" как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что ОАО "Трехгорная мануфактура" воспользовалось предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и 24 мая 2017 года обратилось с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***; 30 мая 2017 года - в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***; 6 июня 2017 года - в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве (т. 1, л.д. 34-36, 42-44, 50-52, 58-60, 66-68, 74-76, 82-84, 90-92, 100-102).
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 20 июня 2017 года, от 22 июня 2017 года, от 27 июня 2017 года административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 37-39, 45-47, 53-55, 61-63, 69-71, 77-79, 85-87, 93-95, 103-105), в связи с чем ОАО "Трехгорная мануфактура" обратилось в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ОАО "Трехгорная мануфактура" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий были представлены отчеты от 20 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, от 20 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, от 20 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, от 20 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, от 20 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, от 20 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, от 20 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, от 20 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами ***, ***, от 20 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами ***, ***, подготовленные ООО "***", в которых по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** определена в размере 187 949 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 181 522 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 220 197 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 90 128 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 33 441 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 74 592 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 35 637 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 763 328 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 636 489 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 583 456 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - в размере 634 188 000 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости судом по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "**".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет от 20 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером *** соответствует требованиям действующего законодательства. Иные отчеты, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** определена экспертом в размере 222 891 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - 201 445 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - 236 728 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - 132 554 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - 34 708 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - 86 138 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - 830 626 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - 722 394 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - 613 813 000 рублей, здания с кадастровым номером *** - 668 191 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные заявителем отчеты об оценке рыночной стоимости спорных нежилых зданий, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "***" (за исключением отчета от 20 апреля 2017 года N *), и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности (стр. 4-11 экспертного заключения).
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых зданий в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "***", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2016 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд принимает во внимание, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях (т. 11, л.д. 1-61) доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ОАО "Трехгорная мануфактура" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2016 года, а здания с кадастровым номером *** - в размере, определенном в отчете об оценке.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости. С учетом того, что ОАО "Трехгорная мануфактура" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 24 мая 2017 года, 30 мая 2017 года и 6 июня 2017 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2017 года.
Учитывая, что изменение административным истцом требований было обусловлено проведением по делу судебной оценочной экспертизы, признавшей представленный в материалы дела отчет недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объекта недвижимости; принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, а также учитывая, что расходы по оплате экспертизы были возложены на административного истца, суд приходит к выводу о необходимости взыскания расходов по оплате судебной оценочной экспертизы в сумме 440 000 рублей (т. 12, л.д. 35) с административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 222 891 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 201 445 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 236 728 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 132 554 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 34 708 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 86 138 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 35 637 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 830 626 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 722 394 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 613 813 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 668 191 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, *** считать 24 мая 2017 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** считать 30 мая 2017 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** считать 6 июня 2017 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Взыскать с ОАО "Трехгорная мануфактура" в пользу ООО "**" расходы по проведению экспертизы в сумме 440 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.