Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Ковалевой М.С. в защиту директора Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института металлургии и материаловедения им. А.А. Бойкова Российской академии наук Солнцева К.А. на вступившие в законную силу постановление N 299-1/06/2016 заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 25 октября 2016 года, решение судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 25 июля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 12 октября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 299-1/06/2016 заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Росреестра по Москве от 25 октября 2016 года Солнцев К.А. как должностное лицо ИМЕТ РАН (далее также - Институт) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 25 июля 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора ИМЕТ РАН Солнцева К.А. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 12 октября 2017 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба защитника Ковалевой М.С. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Ковалева М.С. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу, ссылается на то, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:06:***, площадью 61 070 кв м, расположенного по адресу: г. Москва, проспект 60-летия Октября, вл.11А, стр.стр. 1, 6, 8, 11, 15, 17, 19, определено как эксплуатация имущественного комплекса института, назначение помещений административное и производственно-складское, а согласно Уставу Института одним из видов основной деятельности является организация производства; судами неправильно истолкованы положения п. 3 ст. 298 ГК РФ, согласно которым имуществом, находящимся у ИМЕТ РАН на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого имущества, Институт вправе распоряжаться самостоятельно; передача в аренду нежилых помещений третьим лицам не свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка; судебными инстанциями не учтено, что часть зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:06:***, принадлежат другим собственникам.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности обжалуемых постановления должностного лица и судебных решений.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) д еление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
На основании п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов ( п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно материалам дела, в ходе проведенной должностными лицами государственного земельного надзора Управления Росреестра по Москве плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства Российской Федерации ИМЕТ РАН на земельном участке с кадастровым номером 77:06:***, площадью 61 070 кв м по адресу: г. Москва, пр-т 60-летия Октября, вл. 11А, стр.стр. 1, 6, 8, 11, 15, 17, 19, выявлен факт использования Институтом части данного земельного участка для размещения и эксплуатации автотехцентров, производственно-складских и офисных помещений, что не соответствует разрешенному виду использования земельного участка - для эксплуатации имущественного комплекса института.
25 июля 2016 года по факту выявленного нарушения государственным инспектором по использованию и охране земель Управления Росреестра по г.Москве в отношении должностного лица - директора ИМЕТ РАН Солнцева К.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, на основании которого постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Росреестра по г. Москве Солнцев К.А. как должностное лицо ИМЕТ РАН привлечен к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Солнцева К.А. как должностного лица ИМЕТ РАН подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 07 июня 2016 года; протоколом об административном правонарушении; актом проверки N 1022 от 20 июля 2016 года с приложенной к нему фототаблицей; сведениями о принадлежности и правовом режиме земельного участка с кадастровым номером 77:06:0002008:93 ; уставом ИМЕТ РАН ; выпиской из ЕГРЮЛ; свидетельствами о праве собственности на земельный участок и нежилые здания, копиями договоров аренды с ООО "Г***", ООО "Гор***", ООО "В***", ООО "Э***", ООО "Д***", ООО "Л***", ООО "М***", ООО "К***", ООО "И***", ООО "М***", ИП Н.П.Е, ИП Л.Э.А. и другими материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судебными инстанциями проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также нижестоящие судебные инстанции правильно применили положения земельного законодательства и законодательства об административных правонарушениях и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях должностного лица - директора ИМЕТ РАН Солнцева К.А. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Данной нормой установлен общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Из системного толкования статьи 37 ГрК РФ, статей 1, 7, 16, 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует обязанность лица оформить в установленном действующим законодательством порядке свой выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных правоотношений относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Во исполнение данного законоположения приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом в силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.07.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Проверка, проведенная должностными лицами государственного земельного надзора Управления Росреестра по Москве в отношении ИМЕТ РАН, выявила использование Институтом части земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, проспект 60-летия Октября, вл. 11А, с кадастровым номером 77:06:***, площадью 61 070 кв м по адресу: г. Москва, пр-т 60-летия Октября, вл. 11А, стр. 1, 6, 8, 11, 15, 17, 19, для размещения и эксплуатации автотехцентров, производственно-складских и офисных помещений, что не соответствует разрешенному виду использования земельного участка - для эксплуатации имущественного комплекса Института, что подтверждается актом проверки с приложенной к нему фототаблицей и обмером площади земельного участки со схематическим чертежом.
При таких обстоятельствах, указанные действия должностного лица - директора ИМЕТ РАН Солнцева К.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, которая заключается в совершении действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения.
Ссылка в жалобе на то, что в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ имуществом, находящимся в оперативном управлении, Институт вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением особо ценного движимого имущества, не может быть принята во внимание, поскольку основана на собственном толковании указанной нормы права.
В силу прямого указания п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетному учреждению, коим является ИМЕТ РАН, запрещено без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом, а, следовательно, и заключение в отношении такого имущества различных сделок, в том числе договоров аренды.
Довод заявителя о том, что передача в аренду нежилых помещений третьим лицам не свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка, является несостоятельным, поскольку арендаторы нежилых помещений не вправе самостоятельно изменять назначение земельного участка, на котором такие помещения расположены.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа, а затем судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Солнцева К.А. как должностного лица ИМЕТ РАН, и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и виновности Солнцева К.А. в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу директора Института Солнцева К.А, не усматривается.
Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных решений.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, назначено Солнцеву К.А. соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных по настоящему делу постановления должностного лица и судебных решений, допущено не было.
Порядок и срок давности привлечения Солнцева К.А. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N 299-1/06/2016 заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 25 октября 2016 года, решение судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 25 июля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 12 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении директора Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института металлургии и материаловедения им. А.А. Бойкова Российской академии наук Солнцева К.А. оставить без изменения, жалобу защитника Ковалева М.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.