Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Г лавного управлени Росгвардии по г. Москве Хритоненков а Д.А. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N6 района Силино города Москвы от 01 сентября 2017 года, решение судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 19 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N6 района Силино города Москвы от 01 сентября 2017 года директор Зеленоградского филиала Общества с ограниченной ответственностью "ТСК Мосэнерго" (далее - ООО "ТСК Мосэнерго", Общество) Пасков ВВ признан виновным в совершении административн ых правонарушени й, предусмотренн ых ст. 20.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000,00 (тридцат ь тысяч) рублей.
Решением судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 19 сентября 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба старшего инспектора отдела контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ГУ Росгвардии по г.Москве Д М.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе заместитель начальника отдела контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Главного управления Росгвардии по г.Москве Хритоненков Д.А. просит об отмене названных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, указывая на неправильное применение мировым судьей положений ч.1 ст.4.4, ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст.20.30 КоАП РФ наступает за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ), к объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты теплоснабжения и газоснабжения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.2011 года N 256-ФЗ, обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 года N 256-ФЗ, субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2011 года N 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений Федерального закона от 21.07.2011 N256-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 458, утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила по обеспечению безопасности).
Как следует из материалов дела, 04 июля 2017 года в 10 часов 00 часов должностными лицами ГУ Росгвардии по г.Москве в ходе проведенной проверки обеспечения безопасности Районной тепловой станции РТС-2 Предприятие N1 Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго", расположенной по адресу: г.Зеленоград, ул. Алабушевская, д.3, установлено, что директором Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго" Пасковым В.В. не выполнены требования Правил по обеспечению безопасности, а именно:
- в нарушение подпункта "а" пункта 1 Приложения N 1 к Правилам и пункта 70 Правил, на участке периметра с южной и западной стороны, протяженностью 309 м отсутствует основное ограждение;
- в нарушение подпункта "б" пункта 1 Приложения N 1 к Правилам, по периметру объекта отсутствует нижнее дополнительное ограждение (защита от подкопа);
- в нарушение пункта 70 Правил, четверо запасных распашных ворот, расположенных: с южной, западной и восточной сторон не контролируются посредством системы охранного телевидения и (или) системы охранной сигнализации;
- в нарушение пункта 88 Правил, критические элементы (ГРП N 6 и N 13; крановый узел) не оборудованы предупредительным ограждением;
- в нарушение пункта 97 Правил, с внешней стороны (западная сторона) и внутренней стороны (северо-восточная сторона) ограждений зоны (полосы) отторжения примыкают лесонасаждения;
- в нарушение подпункта "д" пункта 2 Приложения N 1 к Правилам и пункта 90 Правил, по периметру запретной зоны отсутствуют предупредительные знаки о запрещении прохода в запретную зону;
- в нарушение подпункта "а" и "б" пункта 4 Приложения N 1 к Правилам, система охраной сигнализации по периметру территории объекта (1 рубеж), с выводом на объектовый ПЦО отсутствует;
- в нарушение пункта 5 Приложения N 1 к Правилам, критические элементы объекта не оборудованы охранной сигнализацией по внешнему рубежу с выводом на объектовый ПЦО;
- в нарушение пункта 6 Приложения N 1 к Правилам, внутренние помещения критических элементов объекта (за исключением кранового узла) не оборудованы охранной сигнализацией с выводом на объектовый ПЦО;
- в нарушение пункта 116 Правил, входная дверь КПП (для прохода людей) не оборудована смотровым глазком. У двери снаружи не установлена видеокамера для наблюдения за подступами к двери;
- в нарушение пункта 118 Правил, в здании КПП не оборудовано место (комната) для досмотра;
- в нарушение пункта 126 Правил, кабина контролера (постового) КПП не оснащена лотком для приема документов формата А4;
- в нарушение пункта 113 Правил, в помещении КПП отсутствуют устройства управления охранным освещением, системой охранной телевизионной;
- в нарушение подпункта "б" пункта 3 Приложения N 1 к Правилам, на КПП (для проезда автотранспорта) отсутствует досмотровая площадка, оборудованная согласно пунктов 132-139 Правил;
- в нарушение пункта 141 Правил, ворота КПП не механизированы, что не дает возможности осуществлять управление контролером (постовым) дистанционно;
- в нарушение пункта 145 Правил, с внутренней стороны КПП не установлено стационарное противотаранное подъемное устройство для недопущения несанкционированного проезда автотранспорта;
- система сбора, обработки и отображения информации не соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 186-198 Правил;
- в нарушение подпункта "а" пункта 3 Приложения N 1 к Правилам, система контроля и управления доступом (СКУД) не обеспечивает возможность двойной идентификации;
- имеющаяся на объекте СКУД не обеспечивает выполнение функциональных требований, предусмотренных пунктом 206 Правил;
- в нарушение подпункта "а" пункта 3 Приложения N 1 к Правилам, входные двери в критические элементы не оборудованы точками доступа;
- в нарушение подпункта "а" пункта 3 Приложения N 1 к Правилам, на входах в критические элементы объекта не осуществляется досмотр людей;
- имеющаяся на объекте СКУД не обеспечивает выполнение функциональных требований, предусмотренных подпунктами "а"-"е" пункта 8 Приложения N 1 к Правилам и пункта 231 Правил;
- в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 232 Правил, периметр территории объекта, в том числе уязвимые места, запасные проходы (проезды) не оборудованы системой охранного телевидения;
- в нарушение пункта 13 Приложения N 1 к Правилам, на объекте отсутствует охранное освещение;
- в нарушение подпункта "б" пункта 9 Приложения N 1 к Правилам, на объекте отсутствует система звукового оповещения для оперативного информирования персонала о сигнале "тревога";
- в нарушение подпункта "г" пункта 2 Приложения N 1 к Правилам, оконные проемы критического элемента ГРП N 13 не оборудованы защитным остеклением и (или) защитными металлическими оконными конструкциями.
06 июля 2017 года в 10 часов 00 часов должностными лицами ГУ Росгвардии по г.Москве в ходе проведенной проверки обеспечения безопасности Районной тепловой станции РТЭС-3 Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго", расположенной по адресу: г.Зеленоград, пр. 5526, д.3, стр.1-12, установлено, что директором Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго", Пасковым В.В. не выполнены требования Правил по обеспечению безопасности, а именно:
- в нарушение требований пунктов 23, 24, 25, 26 и 27 Правил обследование РТЭС-3 межведомственной комиссией в 2016 году не проводилось;
- в нарушение требований пунктов 23-27 Правил обследование РТЭС-3 межведомственной комиссией в 2016 году не проводилось;
- в нарушение пункта 70 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно - энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 4582 в составе основного ограждения имеются неконтролируемые ворота и калитки, лазы (со стороны ГСК и проезда N 5526);
- в нарушение требований пункта 73 Правил суммарная высота основного ограждения с учетом дополнительного ограждения на участке N 3, возле здания склада, составляет менее 2.5 м;
- в нарушение требований пункта 70 Правил в составе основного ограждения имеются неконтролируемые ворота, калитки и лазы (со стороны проезжей части Панфиловского проспекта и аккумуляторных баков);
- в нарушение требований пункта 71 Правил и подпункта "б" пункта 2 Приложения N 1 к Правилам объект не оборудован запретной зоной в соответствии с требованиями пунктов 104 и 105 Правил;
- в нарушение требований пункта 88 Правил критические элементы не оборудованы предупредительным ограждением;
- в нарушение требований пунктов 71 и 97 Правил к внешней и внутренней сторонам ограждения примыкают лесонасаждения;
- в нарушение требований пунктов 68 и 85 Правил крыша здания КПП являющегося составной частью ограждения периметра объекта не оборудована дополнительным ограждением;
- в нарушение требований подпункта "б" пункта 1 Приложения N 1 к Правилам и пункта 81 Правил основное ограждение не оборудовано нижним дополнительным ограждением;
- КПП оборудовано в нарушение требований пунктов 101, 110-127 Правил, в нарушение требований пунктов 128 и 129 Правил и подпункта "б" пункта 3 Приложения N 1 к Правилам КПП, не оснащено досмотровой площадкой в соответствии с требованиями пунктов 131-146 Правил;
- в нарушение требований подпунктов "а" и "б" пункта 3 Приложения N 1 к Правилам на КПП отсутствует основное и резервное освещение;
- в нарушение требований пункта 5 Приложения N 1 к Правилам объект не оборудован охранной сигнализацией по периметру территории объекта в соответствии с требованиями пунктов 170-185;
- в нарушение требований подпункта "б" пункта 183 и пунктов 5 и 6 Приложения N 1 к Правилам критические элементы не оборудованы охранной сигнализацией по внешнему рубежу и во внутренних помещениях;
- в нарушение пункта 15 Приложения N 1 к Правилам объект не оборудован системой сбора и обработки информации в соответствии с требованиями пунктов 186-203;
- в нарушение пункта 3 Приложения N 1 к Правилам на всем объекте, за исключением одной двери входа в здание водогрейной котельной, отсутствует система контроля и управления доступом;
- в нарушение пункта 213 Правил состав технических средств досмотра не определен субъектом топливно-энергетического комплекса;
- в нарушение пункта 3 Приложения N 1 к Правилам досмотр людей на входах в критические элементы не производится;
- в нарушение пункта 8 Приложения N 1 к Правилам на объекте отсутствует система охранного телевидения, в соответствии с требованиями пунктов 227- 240 Правил;
- система оперативной связи не обеспечивает в полном объеме выполнение требований пункта 243 Правил;
- в нарушение пункта 248 Правил и пункта 13 Приложения N 1 к Правилам на объекте отсутствует охранное освещение;
- в нарушение требований пункта 259 Правил, на объекте отсутствует система звукового оповещения для оперативного информирования персонала о сигнале "тревога";
- в нарушение требований подпункта "г" пункта 2 Приложения N 1 к Правилам объект не оборудован в полном объеме защитными конструкциями оконных проемов;
- система электропитания не соответствует требованием пунктов 265-277 Правил;
- система оперативной связи не обеспечивает в полном объеме выполнение требований пункта 243 Правил.
06 июля 2017 года в 10 часов 00 часов должностными лицами ГУ Росгвардии по г.Москве в ходе проведенной проверки обеспечения безопасности Районной тепловой станции РТС-1 с паровой КТС Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго", расположенной по адресу: г.Зеленоград, Панфиловский проспект, д. 18, стр. 1-6,9, установлено, что директором Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго", Пасковым В.В. не выполнены требования Правил по обеспечению безопасности, а именно:
- в нарушение пункта 70 Правил в составе основного ограждения имеются неконтролируемые ворота, калитки и лазы (со стороны проезжей части Панфиловского проспекта и аккумуляторных баков);
- в нарушение требований пункта 71 Правил и подпункта "б" пункта 2 Приложения N 1 к Правилам объект не оборудован запретной зоной в соответствии с требованиями пунктов 104 и 105 Правил;
- в нарушение требований пункта 73 Правил суммарная высота основного ограждения с учетом дополнительного ограждения частично на участках N 3, N 4 и N 5 составляет менее 2.5 м.;
- в нарушение требований пунктов 68 и 85 Правил крыша здания КПП являющегося составной частью ограждения периметра объекта не оборудована дополнительным ограждением;
- в нарушение требований пунктов 71 и 97 Правил к внешним и внутренним сторонам ограждения примыкают лесонасаждения;
- в нарушение требований подпункта "б" пункта 1 Приложения N 1 к Правилам и пункта 81 Правил основное ограждение не оборудовано нижним дополнительным ограждением;
- в нарушение требований пункта 88 Правил критические элементы не оборудованы предупредительным ограждением;
- КПП оборудовано в нарушение требований пунктов 101, 110-127 Правил; в нарушение требований пунктов 128 и 129 Правил и подпункта "б" пункта 3 Приложения N 1 к Правилам КПП не оборудовано досмотровой площадкой в соответствии с требованиями пунктов 131-146 Правил;
- в нарушение требований подпунктов "а" и "б" пункта 3 Приложения N 1 к Правилам па КПП отсутствует основное и резервное освещение;
- в нарушение требований пункта 5 Приложения N 1 к Правилам объект не оборудован охранной сигнализацией по периметру территории объекта в соответствии с требованиями пунктов 170 - 185 Правил;
- в нарушение требований подпункта "б" пункта 183 и пунктов 5 и 6 Приложения N 1 к Правилам критические элементы не оборудованы охранной сигнализацией по внешнему рубежу и во внутренних помещениях;
- в нарушение требований пункта 15 Приложения N 1 к Правилам объект не оборудован системой сбора и обработки информации в соответствии с требованиями пунктов 186-203 Правил;
- в нарушение требований пункта 3 Приложения N 1 к Правилам на объекте, отсутствует система контроля и управления доступом;
- в нарушение требований пункта 213 Правил состав технических средств досмотра не определен субъектом топливно-энергетического комплекса;
- в нарушение требований пункта 3 Приложения N 1 к Правилам досмотр людей на входах в критические элементы не производится;
- в нарушение требований пункта 8 Приложения N 1 к Правилам на объекте отсутствует система охранного телевидения, оборудованная в соответствии с требованиями пунктов 227-240 Правил;
- система оперативной связи не обеспечивает в полном объеме выполнение требований пункта 243 Правил;
- в нарушение требований пункта 247 Правил и пункта 13 Приложения N 1 к Правилам на объекте отсутствует охранное освещение;
- в нарушение требований пункта 259 Правил, на объекте отсутствует система звукового оповещения для оперативного информирования персонала о сигнале "тревога";
- система электропитания не соответствует требованиям пунктов 265-277 Правил.
13 июля 2017 года в 10 часов 00 часов должностными лицами ГУ Росгвардии по г.Москве в ходе проведенной проверки обеспечения безопасности Районной тепловой станции РТС-4 Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго", установлено, что директором филиала Пасковым В.В. не выполнены требования Правил по обеспечению безопасности, а именно:
- в нарушение требований пунктов 23-27 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно - энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458-1 обследование РТС-4 межведомственной комиссией в 2016 году не проводилось;
- в нарушение требований пункта 73 Правил суммарная высота с учетом дополнительного ограждения на северо-западном участке ограждения, справа от въездных ворот и временное ограждение на южном участке менее 2,5 м;
- в нарушение требований пункта 71 Правил и подпункта "б" пункта 2 Приложения N 1 к Правилам объект не оборудован запретной зоной в соответствии с требованиями пунктов 104 и 105 Правил;
- в нарушение требований пункта 88 Правил, критические элементы не оборудованы предупредительным ограждением;
- в нарушение требований пунктов 71 и 97 Правил к внешней и внутренней стороне ограждения примыкают лесонасаждения;
- в нарушение требований пунктов 68 и 85 Правил здание контрольно-пропускного пункта (далее - КПП) являющегося составной частью ограждения периметра объекта не оборудовано дополнительным ограждением;
- в нарушение требований подпункта "б" пункта 1 Приложения N 1 к Правилам и пункта 81 Правил основное ограждение не оборудовано нижним дополнительным ограждением;
- КПП оборудовано с нарушением требований пунктов 101, 110-127 Правил;
- в нарушение требований пунктов 128 и 129 Правил и подпункта "б" пункта 3 Приложения N 1 к Правилам КПП не оснащено досмотровой площадкой в соответствии с требованиями пунктов 131-146 Правил;
- в нарушение пункта 5 Приложения N 1 к Правилам, критические элементы объекта не оборудованы охранной сигнализацией по внешнему рубежу с выводом на объектовый ПЦО;
- в нарушение пункта 6 Приложения N 1 к Правилам, внутренние помещения критических элементов объекта не оборудованы охранной сигнализацией с выводом на объектовый ПЦО;
- в нарушение требований пункта 15 Приложения N 1 к Правилам объект не оборудован системой сбора и обработки информации в соответствии с требованиями пунктов 186-203;
- в нарушение требований пункта 3 Приложения N 1 к Правилам, на объекте, отсутствует система контроля и управления доступом;
- в нарушение требований пункта 3 Приложения N 1 к Правилам досмотр людей на входах в критические элементы не производится;
- в нарушение пункта 213 Правил состав технических средств досмотра не определен субъектом топливно-энергетического комплекса (устранено в ходе проверки);
- в нарушение подпунктов "а" и "б" пункта 232 Правил, периметр территории объекта, в том числе уязвимые места, запасные проходы (проезды) не оборудованы системой охранного телевидения. Система оперативной связи не обеспечивает в полном объеме выполнение требований пункта 243 Правил;
- в нарушение требований пункта 247 Правил и пункта 13 Приложения N 1 к Правилам на объекте отсутствует охранное освещение;
- в нарушение требований подпункта "г" пункта 2 Приложения N 1 к Правилам объект не оборудован в полном объеме защитными конструкциями оконных проемов.
В связи с выявленными нарушениями должностными лицами отдела контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ГУ Росгвардии по г.Москве 18 июля 2017 года составлены протоколы N000001, N000002, N000003, N000004 об административных правонарушениях предусмотренных ст.20.30 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколами об административных правонарушениях; письменными объяснениями Паскова В.В, отобранными должностным лицом на досудебной стадии производства по делу; актами проверок; выписками из ЕГРП; приказом генерального директора ООО "ТСК Мосэнерго" о назначении на должность директора Зеленоградского филиала - Паскова В.В.; положением о Зеленоградском филиале ООО "ТСК Мосэнерго"; предписанием об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объекта топливно-энергетического комплекса Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго" и иными материалами дела.
Таким образом, неисполнение директором Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго" Пасковым В.В. обязанностей, выразившихся в нарушении Правил по обеспечению безопасности, с учетом требований ст.2.4 КоАП РФ, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.20.30 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.
Рассматривая довод жалобы о том, что при разрешении вопроса о назначении наказания неправильно применены нормы права, поскольку должностное лицо должно быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.4.4 КоАП РФ за каждое совершенное административное правонарушение прихожу к следующему.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что проверка проводилась должностными лицами на основании плана проведения Главным управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2017 год, согласованного с председателем Антитеррористической комиссии города Москвы и утвержденного начальником Главного управления Росгвардии по г.Москве (т.1 л.д.12,13; т.2 л.д.30,31; т.3 л.д.11,12; т.4, л.д.11, 12).
В ходе проверки выявлены нарушения требований Правил по обеспечению безопасности, на четырех объектах топливно-энергетического комплекса, находящихся в ведении Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго" и расположенных по разным адресам (Районная тепловая станция РТС-1, по адресу г.Москва, г.Зеленоград, Панфиловский пр-т д.18. стр.1-6, 9; Районная тепловая станция РТС-2 по адресу г.Москва, г.Зеленоград, ул.Алабушевская д.3, стр.1-6; Районная тепловая станция РТС-4, по адресу г.Москва, г.Зеленоград, пр.707, д.1, стр.1-7; Районная тепловая станция РТЭС-3, по адресу г.Москва, г.Зеленоград, пр.5526, д.3, стр.1-12).
Несмотря на то, что выявленные нарушения имеют один родовой объект посягательства, проверка проведена должностными лицами одного административного органа, рассмотрение дел об административном правонарушении по ст.20.30 КоАП РФ подведомственно мировому судье, выводы мирового судьи и судьи районного суда о необходимости применения положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ сделаны без учета положений ч.1 ст.4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, а также объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст.20.30 КоАП РФ, выражающейся в нарушении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из представленных в материалы дела актов проверок, протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении директора Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго" Паско В.В. не усматривается оснований для вывода о том, что вменяемые ему административные правонарушения были совершены одним действием (бездействием).
При таких обстоятельствах, выявленные факты нарушений требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности на каждом отдельно взятом объекте топливно-энергетического комплекса образуют самостоятельное (несмотря на схожесть) правонарушение, предусмотренное ст.20.30 КоАП РФ. В связи с чем положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ в данном случае были неприменимы, основания для объединения дел об административных правонарушениях отсутствовали, объединение мировым судьей дел в одно производство повлекло нарушение правил назначения административного наказания.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Изложенное нашло свое отражение в Постановлениях Верховного Суда РФ от 16.05.2016 N 32-АД16-9, от 01.03.2017 N 84-АД17-1.
Вместе с тем, неправильное применение мировым судьей положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ не влечет за собой удовлетворение жалобы должностного лица.
В ст. 30.17 КоАП РФ содержится исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Согласно ч.2 ст.30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 3.1 постановления от 17.07.2002 N 13-П (подтвержденной в постановлении от 11.05.2005 N 5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Приведенные положения, касающиеся общих принципов пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам, применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
В целях реализации данного подхода в п.3 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ закреплена возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращения дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что должностное лицо - директор Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго" Пасков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.30 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в размере 30 000,00 рублей, отмена решения судьи районного суда, постановления мирового судьи и возвращение дела на новое рассмотрение с целью пересмотра дел об административных правонарушениях и назначения наказания по правилам ч.1 ст.4.4 КоАП РФ приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Иных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями ч.2 ст.30.17 КоАП РФ не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N6 района Силино города Москвы от 01 сентября 2017 года, решение судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 19 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 КоАП РФ, в отношении директора Зеленоградского филиала ООО "ТСК Мосэнерго" Паскова В.В. оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса главного управления Росгвардии по г. Москве Хритоненкова Д.А.- без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.