Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Кошелева А.Г. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы от 02 декабря 2016 года, решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 23 мая 2017 года, решение судьи Московского городского суда от 14 июля 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы от 02 декабря 2016 года N*** заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелев А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 23 мая 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Кошелева А.Г. без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 14 июля 2017 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба Кошелева А.Г. без удовлетворения.
В настояще й жалобе Кошелев А.Г. просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, указывая, что вина в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует, поскольку были совершены все действия, предусмотренные законом с учетом специфики деятельности Фонда; не были применены положения ст.2.9 КоАП РФ; дело рассмотрено с нарушением принципа презумпции невиновности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность в соответствии с ч.11 ст.7.30 КоАП РФ наступает за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч.1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 года в период с 29 апреля по 2016 июля 2016 года было проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015 год" на объекте Фонд социального страхования Российской Федерации.
В ходе указанного контрольного мероприятия было установлено, что Фондом социального страхования Российской Федерации осуществлялись закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с начальной максимальной ценой контракта до ***тыс. рублей. Согласно Отчету об объемах закупок у субъектов малого предпринимательства от 31 марта 2016 года, объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществленных в 2015 году составил 6,9% от совокупного годового объема закупок Фонда, что указывает на нарушение Фондом социального страхования Российской Федерации требований п.1 ст.30 Закона о контрактной системе, обязывающих осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: копией отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 год, утвержденного по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года N 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования; протоколом об административном правонарушении; обращением Счетной палаты Российской Федерации к руководителю ФАС России по факту выявленных нарушений; иными материалами дела, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
Согласно приложению к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.01.2016 N*** Кошелев А.Г, являясь заместителем председателя Фонда социального страхования Российской Федерации координирует и курирует деятельность Департамента контрактной службы, в т.ч. осуществляет функции государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг; от имени Фонда заключает, изменяет, расторгает договоры и государственные контракты для нужд Фонда, а также подписывает акты сдачи-приемки по ним, накладные и иные документы, подтверждающие факт исполнения обязательств по договорам и государственным контрактам.
Таким образом, заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелев А.Г. будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.11 ст.7.30 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст.26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.4 ст.30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Учитывая, что Счетной палатой Российской Федерации при проведении контрольного мероприятия были проверены данные, изложенные в т.ч. в отчете об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015 год, размещенном в единой информационной системе, довод жалобы о том, что должностным лицом и судебными инстанциями не были учтены положения частей 3-6 ст.30 Закона о контрактной системе признан несостоятельным.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Законом при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, не согласиться с выводами должностного лица и судебных инстанций о наличии состава административного правонарушения в действиях Кошелева А.Г. оснований не имеется.
Довод жалобы о необходимости применения ст.2.9 КоАП РФ не может быть признан состоятельным.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абз.3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ, заключается в противоправных деяниях должностного лица, которые выражаются в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере, менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны указанного административного правонарушения, само по себе отсутствие последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица, ответственного за закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере, установленном законом, к исполнению своих обязанностей.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, основания для применения ст.2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Административное наказание назначено Кошелеву А.Г, как должностному лицу в размере, установленном санкцией ч.11 ст.7.30 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Кошелева А.Г. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы от 02 декабря 2016 года, решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 23 мая 2017 года, решение судьи Московского городского суда от 14 июля 2017 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелева А.Г. оставить без изменения, жалобу Кошелева А.Г. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.