Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Ш П.Е. в защиту Государственного казенного учреждения города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N271 района Лефортово города Москвы от 09 августа 2017 года, решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 26 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N271 района Лефортово города Москвы от 09 августа 2017 года Государственное казенное учреждение города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (далее - ГКУ ЦОДД, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 26 сентября 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Г А.С. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Ш П.Е. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что выданное должностным лицом предписание не отвечает требованиям закона, является неисполнимым; дело рассмотрено с нарушением требования о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и принципа презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ч.1 ст.17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 (в ред. от 09.12.2013 г.), на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.
Как следует из материалов дела, 05 мая 2017 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г. Москве в отношении ГКУ - ЦОДД (место нахождения г. Москва, ул. Золоторожский вал, д.4, стр.2), было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: ГОСТ Р 52289-2004 (в ред. от 09.12.2013 г.), в части организации выполнения мероприятий по установке дорожных знаков 5.19.1 Приложения N2 к Правилам дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - ПДД РФ) над проезжей частью на пересечении ул.Генерала Белобородова - ул. Пенягинская - Волоцкого пер. в г.Москве. Информация о ходе выполнения предписания должна была быть предоставлена в ОД ДПС ГИБДД УВД по СЗАО ГУ МВД России по г.Москве в срок 3 суток ( с даты получения предписания).
Указанное предписание должностного лица вручено ГКУ ЦОДД 10 мая 2017 года (л.д.2).
16 мая 2017 года был установлен факт невыполнения предписания должностного лица, что подтверждается актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги.
По факту невыполнения в установленным срок данного предписания 05 июня 2017 года старшим государственным инспектором ДН 2 роты ДПС ОБ ДПСГИБДД УВД по СЗАО ГУ МВД России по г.Москве в отношении ГКУ ЦОДД был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ГКУ - ЦОДД подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; предписанием; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 16 мая 2017 года; фотоматериалом и иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о невозможности исполнения предписания в установленный должностным лицом срок признан несостоятельным.
Исходя из диспозиции ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что предписание от 05 мая 2017 было вынесено уполномоченным на то должностным лицом УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, в пределах своей компетенции в соответствии с требованиями п.11, п.12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения".
Порядок вынесения предписания отвечает требованиям Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 380 (п.8, п.9.7, 73, 82, 83 Регламента).
Поскольку указанное предписание, выданное в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выявленных при надзоре за дорожным движением, является правомерным, заявителю вручено заблаговременно, в указанный в предписании срок Учреждение могло предпринять все необходимые действия, направленные на исполнение требований законодательства и требований УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, а в случае необходимости - обратиться в уполномоченный орган с обоснованием уважительных причин невозможности исполнения требований предписания.
Ссылки заявителя о необходимости заключения государственного контракта и обеспечения финансирования для выполнения предписания должностного лица, а также на переписку Учреждения с должностными лицами УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, содержащую сведения о включении объекта (пешеходного перехода) по указанному адресу в проект Адресного перечня на выполнение работ по установке дорожных знаков 5.19.1 Приложения N2 ПДД РФ на консольных опорах на 2018 год не могут быть признаны в качестве уважительной причины для неисполнения предписания, поскольку изменения в ГОСТ Р 52289-2004 (в ред. от 09.12.2013), связанные с необходимостью размещения дополнительных дорожных знаков 5.19.1 Приложения N2 ПДД РФ на консольных опорах н а дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, вступили в силу 28 февраля 2014 года. Кроме того, в материалах дела отсутствуют и ГКУ - ЦОДД не представлены сведения о своевременных действиях, направленных на исполнение предписания.
Таким образом, довод жалобы о невозможности исполнить предписание не основан на фактических обстоятельства.
Довод жалобы об отсутствии вины Учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения признан несостоятельным.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах устанавливает ГОСТ Р 52289-2004, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N120-ст "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (в ред. от 09.12.2013).
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства по делу, в том числе связанные с тем, что являясь ответственным лицом за содержание указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, Учреждение не только не выполнило требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию дороги, но и не устранило выявленные нарушения путем выполнения законного требования уполномоченного должностного лица, содержащегося в предписании, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что невозможность выполнения предписания административного органа, по причинами, не зависящим от Учреждения, материалами дела не подтверждена, основания для применения положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ отсутствуют.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
При назначении наказания учтены данные о юридическом лице, а также характер совершенного административного правонарушения.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Учреждению в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ГКУ - ЦОДД к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N271 района Лефортово города Москвы от 09 августа 2017 года, решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 26 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Государственного казенного учреждения города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы оставить без изменения, жалобу защитника Ш П.Е. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.