Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Мумлевой М.И. в защиту Акционерного общества "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 337 района Дмитровский города Москвы от 29 сентября 2017 года и решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 27 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 393 района Дмитровский города Москвы от 29 сентября 2017 года АО "НПО "ЛЭМЗ" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 365 608 (два миллиона триста шестьдесят пять тысяч шестьсот восемь) рублей 48 (сорок восемь) копеек.
Решением судьи Тимирязевского районного суда города Москвы от 27 ноября 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Филипповой О.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Мумлева М.И. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях АО "НПО "ЛЭМЗ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, ссылаясь на то, что Общество в соответствии с Договором от 13 июля 2015 года N 01-09/172/275/АО об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, а равно и статьей 80 Бюджетного кодекса РФ обязательство по передаче имущества (акций) в собственность Российской Федерации выполнило в полном объеме и в установленные сроки; вина Общества в нарушении срока ввода Объекта в эксплуатацию отсутствует, поскольку в силу требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупке АО "НПО "ЛЭМЗ" не могло заключить соответствующие договоры на проведение работ и поставку соответствующего оборудования с победителями торгов ранее 20 ноября 2015 года, что исключало возможность ввода Объекта в эксплуатацию в срок до 31 декабря 2015 года; срок ввода Объекта в эксплуатацию не является условием предоставления бюджетных инвестиций. Заявитель указывает также, что имеются основания для применения положений ст. 4.1 КоАП РФ и назначения Обществу административного штрафа в размере менее минимального, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с диспозицией ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 1 статьи 80 Бюджетного кодекса РФ решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в определяемом им порядке.
Статьей 179.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства или на приобретение объектов недвижимого имущества, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.
Частью 3 статьи 80 Бюджетного кодекса РФ определено, что Правительством Российской Федерации также устанавливаются требования к договорам, заключенным между Правительством Российской Федерации или уполномоченным ими федеральным органом исполнительной власти и юридическим лицом об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, за счет средств федерального бюджета.
Требования к договору между Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти и юридическим лицом об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций установлены пунктом 20 Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 октября 2013 года N 941, согласно которым договор должен содержать, в том числе цель предоставления бюджетных инвестиций, включая в отношении каждого объекта капитального строительства и (или) объекта недвижимого имущества его наименование, мощность, сроки строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и (или) приобретения, сметную стоимость (предполагаемую (предельную) стоимость) и (или) стоимость приобретения, а также общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объем предоставляемых бюджетных инвестиций, который должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой (подпункт "а"); условия предоставления бюджетных инвестиций (подпункт "б"); ответственность юридического лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору (подпункт "и").
Первоначальной редакцией Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон о бюджете на 2015 год) (приложение N 8 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2015 год") бюджетные ассигнования на 2015 год на осуществление взноса в уставный капитал АО "НПО "ЛЭМЗ" в рамках федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы" (капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности) были утверждены Минпромторгу России, как главному распорядителю средств федерального бюджета, по коду бюджетной классификации: глава 020, раздел 04, подраздел 12, целевая статья расходов 1926275, код расходов 451, код операции сектора государственного управления 530 в сумме 135 000 000 рублей.
Указанные средства предусматривались на реализацию объекта капитального строительства, включенного в Перечень мероприятий федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2007 года N 972-р (далее - ФЦП):
"Техническое перевооружение и реконструкция специализированного производства твердотелых передающих и приемных систем, приемно-передающих модулей активных фазированных антенных решеток в Открытом акционерном обществе "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод", г. Москва" (срок реализации - 2015 год).
В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Минэкономразвития России от 16 декабря 2014 года N 31956-ЕЕ/Д17и (далее - ФАИП на 2015 год), заказчиком (застройщиком) указанных объектов является АО "НПО "ЛЭМЗ", государственным заказчиком - Минпромторг России. Объем ассигнований на осуществление капитальных вложений по Объекту первоначально предусматривался в размере 137 500 000 рублей.
В дальнейшем, с учетом внесенных в ФАИП на 2015 год (письмо Минэкономразвития России от 07 декабря 2015 года N 35480-ЕЕД17и) объем ассигнований по Объекту уменьшился и составил 118 280 500 рублей.
В соответствии с договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций между Росимуществом, Минпромторгом России и АО "НПО "ЛЭМЗ" от 13 июля 2015 года N 01-09/172/275/АО Общество передало, а Российская Федерация приняла и оплатила акции по цене размещения 13 362 рубля за одну акцию, при номинальной стоимости 1 000 рублей за одну акцию. Общая сумма сделки составила 118 480 424 рубля.
Условия предоставления бюджетных инвестиций определены подпунктом 3.1 договора, согласно которым бюджетные инвестиции предоставляются заказчику (застройщику) (АО "НПО "ЛЭМЗ") на осуществление работ по объекту капитального строительства "Техническое перевооружение и реконструкция специализированного производства твердотелых передающих и приемных систем, приемно-передающих модулей активных фазированных антенных решеток в Открытом акционерном обществе "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод", г. Москва". Кроме того, определено, что сметная (предполагаемая (предельная) стоимость, общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения, мощность и сроки строительства приводятся в Титульном списке переходящего объекта капитального строительства на 2015 год (приложение N 1 к договору), утвержденному Росимуществом и Минпромторгом России, согласно которому окончание сроков строительства по объекту - 2015 год.
Согласно утвержденному Титульному списку переходящего объекта капитального строительства на 2015 год (далее - Титульный список) сроки строительства по указанным объектам 2012 - 2015 годы.
Обязанность АО "НПО "ЛЭМЗ" привлекать для выполнения работ внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства установлена также подпунктом 4.2.6 Договора. Кроме того, в соответствии с подпунктом 4.2.12 Договора срок ввода указанных объектов в эксплуатацию определяется ФАИП на 2015 год.
Договор об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 13 июля 2015 года N 01-09/172/275/АО со стороны АО "НПО "ЛЭМЗ" подписан генеральным директором Общества Бендерским Г.П.
Как следует из Акта N 1 приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией "Техническое перевооружение и реконструкция специализированного производства твердотелых передающих и приемных систем, приемно-передающих модулей активных фазированных антенных решеток в Открытом акционерном обществе "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод", г. Москва" от 28 декабря 2016 года, указанный Объекта в установленный срок (2015 год) в эксплуатацию не введен.
Таким образом, 01 января 2016 года АО "НПО "ЛЭМЗ" нарушены условия предоставления бюджетных инвестиций, выразившиеся в том, что объект капитального строительства "Техническое перевооружение и реконструкция специализированного производства твердотелых передающих и приемных систем, приемно-передающих модулей активных фазированных антенных решеток в Открытом акционерном обществе "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод", г. Москва" в 2015 году в эксплуатацию не введен. Указанные действия АО "НПО "ЛЭМЗ" квалифицированы по ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; Договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, заключенного между Росимуществом, Минпромторгом России и АО "НПО "ЛЭМЗ"; Титульным списком переходящего объекта капитального строительства на 2015 год, планируемого к финансированию полностью или частично за счет средств федерального бюджета (федеральная адресная инвестиционная программа), являющего Приложением N 1 к указанному договору; показателями эффективности использования предоставленных бюджетных инвестиций, показателями эффективности реализации заказчиком (застройщиком) ФЦП, указанных в Приложением N 3 к указанному Договору; сведениями о ходе строительства строек и объектов, включенных в ФАИП на 2015 год за период январь-декабрь 2015 года; письмом АО "НПО "ЛЭМЗ" от 14 мая 2017 года N 26/111; Актом N 1 приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией АО "НПО "ЛЭМЗ" от 28 декабря 2016 года; Уставом ОАО "НПО "ЛЭМЗ"; выпиской из ЕГРЮЛ; устными показаниями представителей Счетной палаты РФ К. и М, полученных в ходе рассмотрения дела мировым судьей; устными показаниями представителя Счетной палаты РФ М, полученными в ходе рассмотрения жалобы судьей районного суда.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы судебными инстанциями на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Ссылка защитника на то, что Общество в соответствии с Договором от 13 июля 2015 года N 01-09/172/275/АО об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, а равно и статьей 80 Бюджетного кодекса РФ обязательство по передаче имущества (акций) в собственность Российской Федерации выполнило в полном объеме и в установленные сроки, не может быть принята во внимание, поскольку в вину АО "НПО "ЛЭМЗ" поставлено не нарушение обязательства по передаче в собственность Российской Федерации имущества (акций) Общества, на нарушение последним срока ввода в эксплуатацию объект капитального строительства "Техническое перевооружение и реконструкция специализированного производства твердотелых передающих и приемных систем, приемно-передающих модулей активных фазированных антенных решеток в Открытом акционерном обществе "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод", г. Москва".
При этом вопреки утверждению заявителя, срок ввода в эксплуатацию указанного Объекта являлся условием предоставления Обществу бюджетных инвестиций, что непосредственно следует из п. 3.1 Договора от 13 июля 2015 года N 01-09/172/275/АО.
Довод жалобы о том, что вина Общества в нарушении срока ввода Объекта в эксплуатацию отсутствует, поскольку в силу требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупке АО "НПО "ЛЭМЗ" не могло заключить соответствующие договоры на проведение работ и поставку соответствующего оборудования с победителями торгов ранее 20 ноября 2015 года, что исключало возможность ввода Объекта в эксплуатацию в срок до 31 декабря 2015 года, является несостоятельным и опровергается материалами дела, в частности Актом N 1 приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией АО "НПО "ЛЭМЗ" от 28 декабря 2016 года, согласно которому проектно-сметная документация на Объект утверждена приказом Минпромторга России от 25 июля 2012 года N 1022, начало работ по техническому перевооружению и реконструкции - 2012 год.
Действия АО "НПО "ЛЭМЗ" квалифицированы по ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и положениями бюджетного законодательства, а доводы жалобы сводятся к субъективной оценке заявителем норм закона и переоценке исследованных доказательств, которые выводы о виновности Общества в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи проверил дело в полном объеме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ с учетом требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
При назначении наказания мировым судьей были учтены фактические обстоятельства дела, данные о юридическом лице, а также характер совершенного административного правонарушения.
Оснований для изменения судебных актов и назначения Обществу иного размера административного штрафа не имеется, поскольку исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением АО "НПО "ЛЭМЗ", позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при которых юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности может быть назначено административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.13, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 337 района Дмитровский города Москвы от 29 сентября 2017 года и решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 27 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" оставить без изменения, жалобу защитника Мумлевой М.И. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.