Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., изучив кассационную жалобу Иванцова А.В. и его представителя Молодых А.В., направленную посредством почтовой связи 09 января 2018 года и поступившую в суд кассационной инстанции 19 января 2018 года, на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 14 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 сентября 2017 года по делу по иску Иванцова Александра Васильевича к Федеральной службе исполнения наказания о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании рассмотреть документы о постановке на учет,
установил:
Иванцов А.В. обратился в суд к ФСИН России с иском, уточнив который, просил признать незаконным отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязать ответчика рассмотреть документы о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, с учетом членов семьи, имеющих гражданство Российской Федерации, по состоянию на 23 апреля 2014 года.
В обоснование заявленных требований Иванцов А.В. ссылался на то, что 23 января 2014 года, имея необходимую выслугу лет, он обратился с заявлением (рапортом) во ФСИН России о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив комплект документов по рассмотрению вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Комплект документов был подан на семью из четырех человек: заявитель, супруга и двое детей, однако, на момент подачи документов супруга истца и дочь были гражданами Республики Украина, в связи с чем не имели право претендовать на получение выплаты. 17 апреля 2014 года, вышеуказанные документы были направлены во ФСИН России для их рассмотрения по существу. 30 мая 2016 года получена выписка из протокола заседания комиссии N 23 от 11 апреля 2016 года, согласно которой ему отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты по п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, в связи с непредставлением документов о жилищных условиях супруги и дочери за последние пять лет.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 14 ноября 2016 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Иванцова Александра Васильевича к Федеральной службе исполнения наказания о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании рассмотреть документы о постановке на учет, отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 сентября 2017 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Вопросы жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, согласно пункта 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
В соответствии с пунктом 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагаются, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Судом установлено, что Иванцов А.В. проходит службу в звании майора внутренней службы, в должности главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г. Москве. Выслуга лет, в календарном исчислении, составляет 16 лет.
23 января 2014 года истец обратился с заявлением (рапортом) во ФСИН России о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола N 5 от 15 апреля 2014 года заседания УФСИН России по г. Москве, рапорт истца был принят и направлен на рассмотрение по существу в комиссию ФСИН России.
11 апреля 2016 года (протокол N 23), решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты Иванцову А.В. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Как следует из копии учетного дела, истцом были поданы документы на семью, состоящую из четырех человек: заявитель, супруга- *(*) Е.Б, (гражданка Республики Украины), дочь -* И.А, * года рождения, (гражданка Украины), сын * Б.А, * года рождения.
Из представленных истцом в комиссию ФСИН России документов было установлено, что истец с сыном с 11 июля 2012 года по 15 декабря 2016 года, временно были зарегистрированы по юридическому адресу ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г. Москве: *.
Данные обстоятельства были подтверждены представленной истцом в комиссию справкой об отсутствии домовой книги и финансово-лицевого счета.
Ранее заявитель с 2005 по 28 апреля 2011 года был постоянно зарегистрирован в жилом помещении (комнате), общей площадью 22,7 кв.м, расположенной по адресу: Московская область, * 6, что следовало из договора найма служебного жилого помещения.
По данному адресу истцом в комиссию также были представлены выписка из домовой книги и финансово-лицевой счет, согласно которым, на указанный период на жилплощади был зарегистрирован один человек.
Также из представленных истцом в комиссию документов следовало, что супруга истца с дочерью с 09 апреля 2010 года, по настоящее время, постоянно зарегистрирована, по адресу: г. *, что подтверждается представленными истцом справкой из БТИ (в том числе по г. Севастополь) и выпиской из ЕГРП на имеющиеся объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальным Управлениями Росреестра, без указания информации на имевшиеся объекты недвижимого имущества.
Однако факт данной регистрации не был подтвержден истцом ни финансово-лицевым счетом, ни выпиской из домовой книги, ни иными документами, их заменяющими.
Впоследствии, 04 февраля 2015 года на основании заявления истца к учетному делу были приобщены дополнительные документы, согласно которым, супруга и дочь истца получили гражданство России, что подтверждалось копиями паспортов и совместно зарегистрированы с заявителем с 19 июня 2014 года по 14 декабря 2016 года, по адресу: *.
Вместе с тем, при рассмотрении документов, представленных истцом, комиссией ФСИН России было установлено, что на момент рассмотрения рапорта истца, документов на супругу и дочь, за последние пять лет, представлено не было.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, признал правомерным решением комиссии ФСИН об отказе Иванцову А.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием всех обязательных документов, предусмотренных п.п.5,6 Правил предоставления документов для постановки на учет.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
С учётом изложенного оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
определил:
в передаче кассационной жалобы Иванцова А.В. и его представителя Молодых А.В. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 14 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 сентября 2017 года, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Л.В. Масленникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.