Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Африкян Елены Эвриковны на постановление судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Африкян Елены Эвриковны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2017 индивидуальный предприниматель Африкян Е.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
В настоящей жалобе Африкян Е.Л, не оспаривая факт совершения ею административного правонарушения и свою виновность, просит изменить названное постановление в части назначенного ей наказания, ссылаясь на то, что согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, на что судья районного суда указал в постановлении, в связи с чем оснований для наложения на нее административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ для юридических лиц, у судьи районного суда не имелось, а потому размер наложенного на нее административного штрафа подлежит снижению до размера, установленного в санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ для должностных лиц.
В судебное заседание Московского городского суда Африкян Е.Л. явилась, поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Африкян Е.Л, проверив доводы жалобы заявителя, нахожу постановление судьи районного суда законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ административным правонарушением признается н еисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи,
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Статьей 5 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к скупке, купле-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В силу подп. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ о рганизации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В соответствии с подп. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ о рганизации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ о рганизации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Пунктом 7 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финанси рованию терроризма", утвержденного приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. N 203 (далее - Положение), установлено, что в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, специальным должностным лицом проводится вводный инструктаж при приеме на работу.
В соответствии с п. 8 Положения дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полу ченных преступным путем, и финансированию терроризма; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления; при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Фе дерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу тем, и финансированию терроризма; при поручении сотруднику организации работы, выполня емой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обу словленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что обучение в форме целевого ин структажа лица, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
В соответствии с п. 14 Положения организация разрабатывает про грамму подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро ванию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.
В силу п. 32 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. N 667, в программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматрива ется проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов.
Из материалов дела следует, что в соответствии со свидетельством о постановке на специальный учет от 10 ноября 2015 индивидуальный предприниматель Африкян Е.Э. включена в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ОКВЭД 51.47.34), розничную торговлю часами из драгоценных камней (ОКВЭД 52.48.21), розничную торговлю ювелирными изделиями (код ОКВЭД 52.48.22), комиссионную торговлю ювелирными изделиями (код ОКВЭД 52.50.3), изготовление и ремонт ювелирных из делий (код ОКВЭД 36.22.5 и 52.73), оптовую торговлю ограненными драгоценными камнями (код ОКВЭД 51.56.3), приобретение драгоценных камней и драгметаллов и их передачу на специализи рованные предприятия для изготовления ювелирных изделий (код ОКВЭД 36.22.5) по адресу: *.
С 03 июля 2017 г. по 01 августа 2017 г. Государственной инспекции пробирного надзора по г. Москве и Московской области в отношении индивидуального предпринимателя Африкян Е.Э. зарегистрированной по адресу: *, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ходе которой установлен факт неисполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно:
- в срок до 01 марта 2017 г. не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
- не проведен вводный инструктаж с П. И.П. при приеме на работу на должность продавца-консультанта-кассира (трудовой договор N * от 30.09.2017);
- не проведено обуче ние в форме дополнительного инструктажа при вступлении в силу новых и изменении дей ствующих нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро ванию терроризма ;
- Африкян Е.Э. (приказ о назначении N 000001 от 01.03.2017 г.) не прошла обучение в форме целевого инструктажа до начала осу ществления функций специального должностного лица;
- не разработана программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финан сированию терроризма;
- не проводились проверки выполнения правил внутреннего контроля;
- в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) не направлялась информация о результатах проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) де нежных средств или иного имущества;
- по договорам комиссии совершались операции с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащие обязательному контролю, сообщения о которых необходимо было представить в Росфинмониторинг. В частности, в рамках договора от 18.10.2016 N 13/10-ЮК на реализацию ювелирных изделий на условиях комиссии, заключенного с ООО "ШреяКор" (Комитент), 18.10.2016 г. Африкян Е.Э. (Комиссионер) получила ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней на общую сумму * (сообщение подлежало направлению в Росфинмониторинг не позднее 21.10.2016), 21.10.2016 г. - на сумму * рублей (сообщение должно было быть представлено в не позднее 26.10.2016). Однако по сообщению Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО от 18 июля 2017 г. личный кабинет на сайте Росфинмониторинга у Африкян Е.Э. отсутствует, сведений об операциях с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, совершенных в рамках указанных в запросе договоров, Африкян Е.Э. представлено не было.
По факту выявленных нарушений 26 июля 2017 г. ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней отдела контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Государственной инспекции пробирного надзора по г. Москве и Московской области ФКУ "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" в отношении индивидуального предпринимателя Африкян Е.Э. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ,
Факт совершения Африкян Е.Э. административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении проверки; актом проверки; копией уведомления о включении Африкян Е.Э. в реестр специального учета юридиче ских лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; выпиской из ЕГРИП в отношении Африкян Е.Э.; письменным объяснением Африкян Е.Э.; копией трудового договора N * от 30 сентября 2016 года, заключенного с Петруниной И.П.; копиями договоров комиссии и товарными накладными о получении товара на комиссию по этим договорам и другими материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод суда о наличии в действиях Африкян Е.Э. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, является правильным, он соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Довод жалобы о том, что назначенное Африкян Е.Э. административное наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ для юридических лиц, не соответствует примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которому индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ л ица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В данном случае иное установлено п. 1 примечания к ст. 15.27 КоАП РФ, в силу которого за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В связи с изложенным оснований для назначения индивидуальному предпринимателю Африкян Е.Э. административного наказания, установленного в санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ для должностных лиц, у судьи районного суда не имелось.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Африкян Е.Э. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта.
Порядок и срок давности привлечения Африкян Е.Э. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Африкян Елены Эвриковны, оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Африкян Елены Эвриковны - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.