Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Техстрой" в лице генерального директора Тишковской С.Г. на постановление начальника отдела по вопросам миграции УВД по ЗАО ГУ МВД России по г.Москве N*** от *** года, на решение судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 14 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Техстрой",
установил:
постановлением начальника отдела по вопросам миграции УВД по ЗАО ГУ МВД России по г.Москве *** от *** года ООО "Техстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица УВД по ЗАО ГУ МВД России по г.Москве, законный представитель ООО "Техстрой" подала на него жалобу в Кунцевский районный суд города Москвы, решением судьи которого от 14 сентября 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд законный представитель Общества обжалует акты должностного лица и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам; судьей не учтен тот факт, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении ***года лицо, привлекаемое к административной ответственности, в установленном порядке извещено не было, уведомление им получено 06 апреля 2017 года, то есть после вынесения должностным лицом указанного протокола; вина общества во вмененном ему административном правонарушении не доказана.
В судебном заседании генеральный директор ООО "Техстрой" Тишковская С.Г. и защитники по доверенностям Алексина С.В, Гребенюк С.Г. поддержали приведенные выше доводы жалобы в полном объеме, просили их удовлетворить.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
В части 1 Примечания к данной норме установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Исходя из п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Признавая ООО "Техстрой" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст.18.15 КоАП РФ, должностное лицо УВД по ЗАО ГУ МВД России по г.Москве *** года исходил из того, ***года по адресу: г. Москва, ***, дом 22, корп.2, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками УВД по ЗАО ГУ МВД России по г.Москве выявлен факт привлечения ООО "Техстрой", в нарушение требований п.4 ст. 13, п.1 ст.13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", к осуществлению трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина Республики Таджикистан *** А.А, не имеющего разрешение на работу или патента для осуществления трудовой деятельности в городе федерального значения Москве.
Вину указанного юридического лица в совершении вмененного ему административного правонарушения судья сочла установленной на основании представленных доказательств, в том числе, на основании протокола об административном правонарушении от ***года, в связи с чем обжалуемое постановление должностного лица от ***года решением судьи от 14 сентября 2017 года оставлено без изменения.
Вместе с тем, с такими выводами судьи согласиться нельзя, поскольку они сделаны в нарушение требований процессуальных норм, без исследования и установления всех обстоятельств рассматриваемого дела.
Так, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В силу статьи 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
Статьей 26.11 КоАП РФ определено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
По смыслу указанных норм в их взаимосвязи, оцениваемых в контексте положений ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г.Рим, 04 ноября 1950 года), гарантирующей каждому право на справедливое судебное разбирательство, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, в том числе жалобу на постановление по такому делу, должен соблюдать принцип непосредственного исследования доказательств.
Исходя из нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч.1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, на что прямо указано в ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Данные требования КоАП РФ судьей районного суда соблюдены не были, законность и обоснованность вынесенного должностным лицом административного органа постановления, а также доводы жалобы заявителя судьей суда первой инстанции надлежащим образом проверены не были.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Техстрой" по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ ***года составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, со ссылкой на надлежащее извещение генерального директора *** С.Г. о месте и времени вынесения протокола.
Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушения в отношении ООО "Техстрой" по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ не содержат доказательств направления должностным лицом в адрес ООО "Техстрой" и получение извещений о составлении протокола об административном правонарушении в отношении указанного общества в 12.10 час. ***года, а имеющиеся копии текстов телеграмм, уведомлений, описей почтовых отправлений, квитанций ФГУ "Почта России" об оплате почтовой корреспонденции относятся лишь к уведомлению должностного лица общества о составлении в отношении нее протоколов об административном правонарушении и о рассмотрении дел об административном правонарушении.
При этом, приобщенное к материалам дела уведомление о явке генерального директора ООО "Техстрой" к 12.00 час. ***года для составления протокола об административном правонарушении, на которое ссылается сторона защиты как на основание для отмены оспариваемых актов, вручена адресату в 09.29 час. 06 апреля 2017 года (л.д.24), то есть после вынесения в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении, а иного из материалов дела не усматривается.
Указанные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении заявителя, отсутствие в деле надлежащим образом заверенной копии административного материала в полном объеме не позволяет должным образом проверить обоснованность доводов поданной стороной защиты в Московский городской суд жалобы.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье надлежит учесть вышеизложенное, истребовать дополнительные доказательства и сведения об извещении ООО "Техстрой" в установленном порядке на составление протокола об административном правонарушении, вынести законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ, известив в установленном порядке участников процесса о месте и времени слушания дела, проверив доводы жалобы лица, привлекаемого к административной ответственности, с изложением обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, описанием события административного правонарушения, мотивов принятого решения, с указанием на нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, ссылками на доказательства, которые подтверждают установленные обстоятельства дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 14 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Техстрой" отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.