Судья Московского городского суда Панкова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гимади В.И. в защиту Шаведдинова Р.Т. на постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 31 января 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Шаведдинова Р.Т.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 31 января 2018 г. Шаведдинов Р.Т. п ризнан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 8 (восемь) суток. Срок наказания постановлено исчислять с 15 часов 30 минут 30 января 2018 г.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Гимади В.И. в защиту Шаведдинова Р.Т. ставит вопрос об отмене постановления судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 31 января 2018 г. и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено данное постановление, ссылаясь на то, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в действиях Шаведдинова Р.Т. отсутствует, поскольку в материалах дела нет доказательств осуществления им действий по организации публичного мероприятия, а также сведений о конкретном публичном мероприятии, составе его участников и форме его проведения; размещение в сети "Интернет" сообщений не может расцениваться как организация публичного мероприятия; допрошенные при рассмотрении дела в районном суде сотрудники полиции подтвердили, что Шаведдинов Р.Т. занимался не организацией публичного мероприятия, а освещением событий, связанных с проведением публичных мероприятий; протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством, поскольку событие административного правонарушения в нем надлежащим образом не описано.
В судебное заседание Московского городского суда Шаведдинов Р.Т. и его защитник Гимади В.И. явились, поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Шаведдинова Р.Т. и его защитника Гимади В.И, нахожу обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Согласно ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера
Одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, указанного выше Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (ст. 3 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Статьей 4 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях установлено, что к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 5 указанной статьи организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Как усматривается из материалов дела, 15 января 2018 г. в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы от Г. А.А. поступило уведомление о проведении 28 января 2018 г. с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут публичного мероприятия в форме шествия и митинга с заявленной целью "Забастовка избирателей" от площади * по проезжей части улиц 1* с митингом по адресу: г. Москва, *.
Письмом заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы от 18 января 2018 г. N 21-11-27/18 до сведения Г. А.А. доведено предложение о проведении 28 января 2018 г. одного из следующих мероприятий:
- митинга с 15.00 до 17.00 в специально отведенном месте на площадке в Государственном автономном учреждении культуры г. Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники" с количеством участников согласно норме предельной заполняемости указанной территории;
- шествия от д. 62, корп. 3 по * до д. 157 по * и митинга у памятника "Солдату Отечества" (пересечение *);
- шествия по * и * до станции метро "*" и митинга на проезжей части *, напротив д. 13.
Учитывая, что в установленный законом срок от организатора публичного мероприятия не поступила информация о принятии одного из указанных предложений, письмом заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы от 25 января 2018 г. N 21-11-27/8 Г. А.А. было сообщено о недопустимости проводить публичное мероприятие 28 января 2018 г. по адресу: г. Москва, *, не согласованное с органом исполнительной власти г. Москвы.
Вместе с тем, будучи осведомленным об отказе Правительства Москвы в лице Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы в согласовании проведения шествия и митинга 28 января 2018 г. в месте, указанном в вышеупомянутом уведомлении организатора публичного мероприятия, Шаведдинов Р.Т, являющийся координатором Московского штаба Алексея Навального, расположенного по адресу: *, призывал граждан к проведению 28 января 2018 г. в 14 часов 00 минут публичного мероприятия "Забастовка избирателей" на *.
Так, 26 января 2018 г. он разместил в социальной сети " Twitter " в открытом доступе видеоролик, в котором с использованием в эфире звукоусиливающего устройства призывал граждан к участию в не согласованной с уполномоченным органом публичной акции - "Забастовка избирателей", запланированной на 28 января 2018 г. в 14 часов 00 минут по адресу: *, при этом произносил следующие фразы: "... мы акцию не согласуем, чтобы Вас не было видно и слышно. Давайте, чтоб нас было видно и слышно, я скажу погромче... ". "... *, 14.00, 28 января... ", "... вся Россия выходит на забастовку 28 января, присоединяйтесь", "Слышно ли меня?", "Уважаемые граждане, Ваши собрания законны... ", "... сотрудники полиции, Вы мешаете проходу граждан... ".
Таким образом, в нарушение требований ст. 4 и 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях Шаведдинов Р.Т. нарушил установленный порядок организации публичного мероприятия, так как призывал и агитировал граждан к участию в подобном мероприятии, не согласованном с органом исполнительной власти Москвы.
Указанные действия Шаведдинова Р.Т. квалифицированы по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения Шаведдиновым Р.Т. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, справкой на физическое лицо, рапортами сотрудников полиции Ш. С.А, К. А.В. и К. В.В, протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, протоколом личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, письменными объяснениями специалиста-эксперта ФГгС Ф. В.А. и его устными показаниями в суде первой инстанции, протоколом об административном задержании, информационным сообщением БСТМ ГУ МВД России по г. Москве от 29 января 2018 г, актом исследования цифрового носителя с записанным на него видео с Интернет-ресурса и приложенными к нему скриншотами страниц социальной сети " Twitter ", копией уведомления Г. А.А. о проведении публичного мероприятия в форме шествия и митинга 28 января 2018 г. в г. Москве, показаниями сотрудника полиции Осипова А.С, допрошенного судьей районного суда в качестве свидетеля, копией письма заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы от 18 января 2018 г, которым до сведения Г. А.А. доведено предложение об изменении места проведения публичных мероприятий 28 января 2018 г, копией письма заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы от 25 января 2018 г, которым Г. А.А. сообщено о недопустимости проведения 28 января 2018 г. в 14 часов 00 минут публичного мероприятия по адресу: *, копией постановления судьи Тверского районного суда г. Москвы от 05 сентября 2017 г, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Шаведдинова Р.Т, и другими материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, организатор публичного мероприятия, нарушивший установленный порядок его организации, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления Шаведдиновым Р.Т. действий по организации публичного мероприятия, а также сведения о конкретном публичном мероприятии, составе его участников и форме его проведения, а размещение в сети "Интернет" сообщений, скриншоты которых приобщены к материалам дела, не может расцениваться как организация публичного мероприятия, не может повлечь отмену судебного постановления.
Анализ положений ст. 4 и 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях применительно к обстоятельствам настоящего дела, установленным на основании совокупности вышеприведенных доказательств, в том числе информации, размещенной 26 января 2018 г. в социальной сети " Twitter " в открытом доступе, позволяет сделать вывод о том, что Шаведдинов Р.Т. оповещал граждан о предстоящем публичном мероприятии 28 января 2018 г. в 14 часов 00 минут на * в г. Москве под названием "Забастовка избирателей", в согласовании которого Правительством Москвы было отказано, призывал граждан принять участие в данном мероприятии, то есть проводил предварительную агитацию на этот счет, что охватывается понятием организации публичного мероприятия.
Таким образом, действия Шаведдинова Р.Т. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о недопустимости протокола об административном правонарушении, также несостоятелен. Данный протокол составлен уполномоченным должностным лицом и отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, событие административного правонарушение в нем надлежащим образом описано и достаточно для квалификации действий Шаведдинова Р.Т. по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, все обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, а потому он обоснованно признан судьей районного суда допустимым доказательством по делу.
С содержанием указанного протокола Шаведдинов Р.Т. был ознакомлен, имел возможность зафиксировать в нем свои замечания и возражения относительно существа предъявленного ему обвинения, в том числе дать пояснения по обстоятельствам произошедшего, однако этим правом не воспользовался, от дачи каких-либо объяснений отказался, воспользовавшись гарантированным ему ст. 51 Конституции РФ правом не свидетельствовать против самого себя и близких родственников (л.д. 42-44).
Таким образом, рассматривая обстоятельства настоящего дела, усматривается наличие четких и последовательных данных, указывающих на то, что после отказа Правительства Москвы в согласовании проведения 28 января 2018 г. публичного мероприятия в форме шествия и митинга по адресу: *, Шаведдинов Р.Т, располагая указанной информацией, осуществлял действия, которые в силу ст. 4 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях расцениваются как организация публичного мероприятия.
Приведенные в ходе производства по делу доводы о невиновности Шаведдинова Р.Т. не основаны на материалах дела об административном правонарушении, опровергаются представленными доказательствами, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности Шаведдинова Р.Т. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств, включая доводы Шиведдинова Р.Т. его защитника, проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи районного суда при рассмотрении дела, в материалах дела не имеется.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления.
Административное наказание в виде административного ареста на срок 8 суток назначено Шаведдинову Р.Т. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. При назначении административного наказания судья районного суда учел данные о личности виновного, характер совершенного им административного правонарушения, а также конкретные обстоятельства дела.
Оснований для признания назначенного Шаведдинову Р.Т. наказания чрезмерно суровым, не имеется. Назначенное Шаведдинову Р.Т. административное наказание согласуется с его предупредительными целями ( ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
Порядок и срок давности привлечения Шаведдинова Р.Т. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 31 января 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Шаведдинова Р.Т. оставить без изменения, жалобу Гимади В.И. в защиту Шаведдинова Р.Т. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.