Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Медведева А.С. на постановление контролера-ревизора отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" от 01 марта 2016 года, решение начальника отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" от 23 марта 2016 года, решение судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.14 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Медведева А.С.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением контролера-ревизора отдела оформления учета нарушений ГКУ "АМПП" от 01 марта 2016 года Медведев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.14 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 500 рублей.
Решением начальника отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" от 23 марта 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Решением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 сентября 2017 г. указанные постановление и решение должностных лиц оставлены без изменения, жалоба без удовлетворения.
На данное решение судьи, постановление и решение должностных лиц Медведевым А.С. подана жалоба в Московский городской суд, в которой поставлен вопрос об их отмене. В обоснование жалобы указывает на то, что оплата парковки была им произведена.
В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление и решение должностных лиц административного органа и решение судьи подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 8.14 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Назаровой Е.П. к административной ответственности) неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере двух тысяч пятисот рублей.
Основанием для привлечения Медведева А.С. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что 29 февраля 2016 в 14 часов 52 минуты в городе Москве по адресу: парковка N 5018, улица Б. Татарская, 36, транспортное средство марки Тойота РАВ 4, государственный регистрационный знак М 695 ВУ 750 (далее также - транспортное средство), в нарушение пункта 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП, было размещено на платной городской парковке на специальном парковочном месте, организованном для грузового транспорта, без оплаты. Собственником транспортного средства является Медведев А.С.
Вместе с тем с таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Из пункта 2 постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" следует, что размещение транспортных средств на парковочных местах платных городских парковок (пользование парковочными местами) в территориальных зонах организации платных городских парковок является платным, за исключением бесплатного размещения:
- транспортных средств экстренных оперативных служб (скорой медицинской помощи, пожарной охраны, полиции, военной автомобильной инспекции, аварийно-спасательных, органов федеральной службы безопасности, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), имеющих соответствующие опознавательные знаки, цветографическую окраску и надписи (подпункт 2.1);
- автотранспортных средств инвалидов (в том числе специальных автотранспортных средств инвалидов), а также автотранспортных средств законных представителей ребенка-инвалида и автотранспортных средств иных лиц, перевозящих инвалидов в случаях, предусмотренных настоящим постановлением (подпункт 2.2);
- транспортных средств участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, участников обороны Москвы в период Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, являющихся резидентами платных городских парковок (при наличии резидентного парковочного разрешения, указанного в пункте 5.2 настоящего постановления). В реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы вносится не более одной записи о таком резидентном парковочном разрешении лица, относящегося к указанным категориям (подпункт 2.3);
- двухколесных мотоциклов, мотороллеров и других двухколесных мототранспортных средств, а также электромобилей (подпункт 2.4);
- транспортных средств, зарегистрированных на одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье (при наличии парковочного разрешения многодетной семьи, указанного в пункте 6.2 настоящего постановления) (подпункт 2.6).
При этом в силу пункта 2(1) постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" положения о бесплатном размещении на парковочных местах платных городских парковок транспортных средств, указанных в пунктах 2.1 - 2.6 данного постановления, не распространяются на специальные парковочные места для грузового транспорта.
Подпунктом 2.1.6 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП, установлено, что размещение транспортных средств на парковочных местах городских парковок (пользование парковочными местами) является платным по решению Правительства Москвы. Вне зависимости от того, является ли городская парковка платной, бесплатно размещаются (кроме случаев размещения на специальных парковочных местах для грузового транспорта), помимо прочего, транспортные средства, зарегистрированные на одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье - на любых парковочных местах, за исключением мест для парковки автотранспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, где размещение иных транспортных средств запрещено.
Согласно подпункту 2.9.2 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП, на городских парковках запрещается размещать на парковочном месте, предназначенном для транспортных средств определенного вида, если это предусмотрено соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, транспортное средство иного вида.
К территории городской парковки в соответствии с пунктом 1.3 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП, относится весь участок улично-дорожной сети, обозначенный соответствующими дорожными знаками и разметкой, предусмотренными приложением 1 к постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения".
При этом парковочным местом признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место на городской парковке, предназначенное для размещения одного транспортного средства ( пункт 1.4 названных Правил), а специальным парковочным местом для грузового транспорта - парковочное место на городской парковке, предназначенное для размещения грузовых транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 1,5 тонны ( пункт 1.4(2) Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП).
В рассматриваемом случае, как усматривается из обжалуемых актов, Медведеву А.С, вменяется в вину размещение названного транспортного средства на платной городской парковке на месте, предназначенном для грузового транспорта, в отсутствие факта оплаты (начальника отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" от 26 марта 2016 года) и размещение названного транспортного средства на платной городской парковке, без ее оплаты (постановлением контролера-ревизора отдела оформления учета нарушений ГКУ "АМПП" от 03 марта 2016 года).
Между тем анализ вышеприведенных норм в их совокупности применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела свидетельствует о том, что Медведевым А.С. нарушен установленный подпунктом 2.9.2 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП, запрет на размещение принадлежащего ей транспортного средства на платной городской парковке на парковочном месте, предназначенном для транспортных средств другого вида.
Размещение транспортного средства марки Тойота РАВ 4, государственный регистрационный знак М 695 ВУ 750 на платной городской парковке на месте, предназначенном для грузового транспорта, является недопустимым в силу подпункта 2.9.2 вышеназванных Правил, в связи с этим нельзя согласиться с изложенными в обжалуемых актах выводами о том, что совершенное Назаровой Е.П. деяние образует состав административного правонарушения, выразившегося в неуплате за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
В ходе производства по данному делу данные доводы последовательно приводились привлекаемым к административной ответственности лицом, при этом им указывалось на то, что юридически значимые обстоятельства дела судами не исследованы, не установлена его вина в совершении вменяемого административного правонарушения, со ссылкой, в частности, на то, что оплата парковочного места была им осуществлена.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие доводы заявителя поданных по делу жалоб начальником отдела оформления и учета нарушений государственного казенного учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" и районным судом не опровергнуты.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При этом оснований для переквалификации совершенного Медведевым А.С. деяния на часть 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях возможность переквалификации статьи закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, на статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена, кроме того, материалы дела не содержат сведений о нарушении привлекаемым к административной ответственности лицом требований, предписанных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, которыми в рассматриваемом случае была оборудована платная городская парковка.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Несмотря на требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вышеприведенные и иные доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащей оценки начальника отдела оформления и учета нарушений государственного казенного учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" и районного суда не получили, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела должностными лицами и судьей районного суда, в производстве которых находилось данное дело, не приняты, что не позволяет согласиться с выводом о наличии в действиях Медведева А.С. состава вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 01 марта 2016 года, решение начальника отдела оформления и учета нарушений учреждения от 23 марта 2016 года, решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 сентября 2017 года, вынесенные в отношении Медведева А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.14 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.14 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, в отношении Медведева А.С. подлежит прекращению согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Медведева А.С. удовлетворить.
Постановление контролера-ревизора отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" от 01 марта 2016 года, решение начальника отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" от 23 марта 2016 года, решение судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.14 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Медведева А.С. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.