Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Профессиональная группа "Кураторов" Воронцова А.В. на постановление начальника инспекции ФНС России N 14 по г. Москве Лукьяновой А.С. N ****** от 04 октября 2017 г., решение Савеловского районного суда г. Москвы от 10 января 2018 года, вынесенные в отношении Воронцова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника инспекции ФНС России N 14 по г. Москве Лукьяновой А.С. N ****** от 04 октября 2017 г. должностное лицо - генеральный директор ООО "Профессиональная группа "Кураторов" Воронцов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обжаловал его в Савеловский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше решение.
В обоснование доводов настоящей жалобы Воронцов А.В. ссылается на незаконность его привлечения к административной ответственности, ссылаясь на то, что он не является субъектом административной ответственности, в связи с чем просит об отмене состоявшихся постановления налогового органа и решения судьи районного суда, считает, что дело рассмотрено с нарушением требований ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Воронцов А.В. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав заявителя, прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере соблюдения установленного порядка осуществления государством контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответствующих работ, а в части, касающейся административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин, - на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил использования контрольно-кассовой техники или бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 июня 2005 года N 222-О, применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок, что отражается на определении налоговой базы и размере налогов, подлежащих уплате. Такая мера призвана осуществить должный контроль со стороны налоговых органов за движением наличных денежных средств и формированием налоговой базы.
Отношения, связанные с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регулируются Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4, ст. 5 которого, ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением случаев, указанных в п. п. 2 - 3 вышеназванной статьи; требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ, при этом ККТ (за исключением ККТ в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; находится в исправном состоянии, должна быть опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Приведенные требования к ККТ определены и в п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 года N 470.
Таким образом, указанный Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ требует применения контрольно-кассовой техники каждой организацией и индивидуальным предпринимателем в случае продажи ими товаров (оказания услуг или выполнения работ) и выдачи покупателям (клиентам) кассового чека в момент оплаты, а также возлагает на налоговые органы обязанности по проведению государственного контроля за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, включая порядок и условия их применения и регистрации; за соблюдением правил использования ККТ, за полнотой учета денежных средств, за соблюдением условий работы с денежной наличностью.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", со ст. 7 Федерального Закона N 54-ФЗ, осуществление контроля за соблюдением законодательства при применении организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы.
На основании вышеизложенного налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом и судом первой инстанции, сотрудниками ИФНС России N 14 по г. Москве 08.09.2017 года в 14 час. 49 мин. была проведена проверка соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа, учета выручки и порядка работы с денежной наличностью в салоне красоты принадлежащем ООО "******" по адресу; ***** В ходе проводимой проверки установлено, что при оплате услуги по депиляции рук по цене 1000 руб, наличный денежный расчет осуществлялся без применения ККТ. В ходе дальнейшей проверки было установлено, что ООО "******" 08.09.2017 года также получило наличную денежную выручку в размере 18169 руб, при этом через ККТ данная выручка зафиксирована не была, т.е. ККТ не применялась.
Действия генерального директора ООО "Профессиональная группа "Кураторов" Воронцова А.В. квалифицированы по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором ООО "Профессиональная группа "Кураторов" Воронцовым А.В. указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 08.09.2017 г.; протоколом об административном правонарушении N ****** от 27.09.2017 г, актом проверки N ****** от 08.09.2017 года; поручением N ****** от 08.09.2017 года о поведении проверки; чеком об оплате услуги от 08.09.2017 года; правоустанавливающими документами ООО "Профессиональная группа "Кураторов" ; письменными объяснения Воронцова А.В.; договором N ****** от 31 марта 2017 года о передаче полномочий исполнительного органа управляющей компании, заключенного между ООО "******" и ООО "Профессиональная группа "Кураторов"; приказом о вступлении в должность генерального директора ООО "Профессиональная группа "Кураторов" Воронцова А.В, иными материалами дела.
Указанные доказательства составлены уполномоченными на то должностными лицами Межрайонной ИФНС России N 14 по г. Москве, непосредственно выявившими нарушение должностным лицом юридического лица требований по соблюдению законодательства о применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов юридическими лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, при этом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Доводы жалобы Воронцова А.В. о незаконности его привлечения к административной ответственности, в связи с тем, что он не является субъектом административной ответственности, явились предметом рассмотрения и проверки в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
На основании статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Согласно пункту 4 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.
В силу положений ст. 40 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", генеральный директор является единоличным исполнительным органом, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по управлению хозяйственным обществом.
Как следует из материалов дела, ООО "Профессиональная группа "Кураторов" на основании договора N ****** от 31 марта 2017 года, является единоличным исполнительным органом ООО "******".
Генеральным директором ООО "Профессиональная группа "Кураторов" является Воронцов А.В.
Согласно приказа N ****** от 08 сентября 2017 года Воронцов А.В, в связи с отсутствием в штатном расписании должности главного бухгалтера, обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с требованиями действующего законодательства в области финансов и бухгалтерского учета, возложил на себя (л.д. ******).
В силу частей 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По смыслу 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Так, согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Таким образом прихожу к выводу, что должность заявителя отнесена к категории руководящих должностей, поскольку, он, являясь генеральным директором ООО "Профессиональная группа "Кураторов", действуя в своих коммерческих интересах в связи с заключённым договором с ООО "******" о передаче полномочий исполнительного органа управляющей компании, наделен полномочиями по исполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, и неисполнение которых в части не принятия всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований п. 1 ст. 1.2, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", выразившееся в осуществлении налично-денежных расчетов ООО "******" без применения ККТ, явилось основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
При этом, у должностного лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, что в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии его вины в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим от него причинам заявителем не представлено.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности должностным лицом вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Воронцову А.В. в пределах санкции ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, при этом приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу, является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Судья Савеловского районного суда г. Москвы, рассмотрев жалобу на постановление должного лица налогового органа, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления начальника инспекции ФНС России N 14 по г. Москве Лукьяновой А.С. N ****** от 04 октября 2017 г, решение Савеловского районного суда г. Москвы от 10 января 2018 года.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление начальника инспекции ФНС России N 14 по г. Москве Лукьяновой А.С. N ****** от 04 октября 2017 г, решение Савеловского районного суда г. Москвы от 10 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Профессиональная группа "Кураторов" Воронцова А.В. оставить без изменения, жалобу Воронцова А.В, - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.