Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "***" *** на решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2017 года, которым
постановление N *** главного государственного санитарного врача по ВАО г. Москвы *** от 24 ноября 2015 года, решение заместителя главного государственного санитарного врача по г. Москве *** от 11 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственности "***" (далее - ООО "***", общество), изменено, снижен административный штраф до 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей, в остальной части вышеуказанные решения оставлены без изменения, жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** главного государственного санитарного врача по ВАО г. Москвы от 24 ноября 2015 года оставленным без изменения решением заместителя главного государственного санитарного врача по г. Москве от 11 декабря 2015 года ООО "***" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением защитник ООО "***" *** обратился с жалобой суд, судьей Преображенского районного суда г. Москвы вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поданной защитником в Московский городской суд, ставиться вопрос об отмене обжалуемых актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обосновании доводов жалобы, заявитель указывает на то, что обществом соблюдается дезинфекция отходов класса "Б", так как обновлены и утверждены инструкции и схема обращения с медицинскими отходами, закуплено необходимое оборудование; считает, что квалификация действий общества определена неверно, поскольку должна была быть применена специальная норма закона, определяющая ответственность за нарушения в обороте отходов производства и потребления в медицинских организациях; по делу отсутствуют доказательства причинения угрозы жизни и здоровью людей, выявленным нарушением; при проведении проверки нарушен Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ); при назначении наказания не применены положения ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание защитники ООО "***" *** и *** явились, доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитников, оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления, решения должностных лиц административного органа не усматриваю.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) юридические лица обязаны, в том числе, выполнить требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункты 1.3, 3.7 и 4.10 СанПин 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" гласят, что настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
В схеме обращения с медицинскими отходами указываются: качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов; нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе; потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 72 часов, в операционных залах - после каждой операции; порядок сбора медицинских отходов; порядок и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратность их вывоза; применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов; порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании медицинских отходов); организация гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами.
Отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию.
Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами. В случае отсутствия в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, участка по обеззараживанию/обезвреживанию отходов класса Б или централизованной системы обезвреживания медицинских отходов, принятой на административной территории, отходы класса Б обеззараживаются персоналом данной организации в местах их образования химическими/физическими методами.
Согласно пунктов 1.3, 3.6.1, 3.6.2 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" санитарные правила обязательны для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью.
Дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.
Обеззараживание объектов проводят орошением, протиранием, обработкой аэрозолями, погружением и другими способами.
В соответствии с пунктами 1.5, главы II пунктов 2.5, 2.6, 2.8 и 2.9 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" Ответственность за соблюдение требований настоящих санитарных правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц.
Изделия медицинского назначения после применения подлежат дезинфекции независимо от дальнейшего их использования (изделия однократного и многократного применения). Дезинфекцию можно проводить физическими и химическими методами. Выбор метода зависит от особенностей изделия и его назначения.
Для дезинфекции изделий медицинского назначения применяют дезинфицирующие средства, обладающие широким спектром антимикробного (вирулицидное, бактерицидное, фунгицидное - с активностью в отношении грибов рода Кандида) действия. Выбор режимов дезинфекции проводят по наиболее устойчивым микроорганизмам - между вирусами или грибами рода Кандида (в туберкулезных медицинских организациях - по микобактериям туберкулеза); в микологических стационарах (кабинетах) - по режимам, эффективным в отношении грибов рода Трихофитон.
Дезинфекцию изделий выполняют ручным (в специально предназначенных для этой цели емкостях) или механизированным (моюще-дезинфицирующие машины, ультразвуковые установки) способом.
При проведении дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации растворами химических средств изделия медицинского назначения погружают в рабочий раствор средства (далее - раствор) с заполнением каналов и полостей. Разъемные изделия погружают в разобранном виде, инструменты с замковыми частями замачивают раскрытыми, сделав этими инструментами в растворе несколько рабочих движений.
Объем емкости для проведения обработки и объем раствора средства в ней должны быть достаточными для обеспечения полного погружения изделий медицинского назначения в раствор; толщина слоя раствора над изделиями должна быть не менее одного сантиметра.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01 октября 2015 года в 11 час. 30 мин. по адресу: г. Москва, ул. Малая Семеновская, д. 15/17, корп. 4, при проведении плановой выездной проверки ООО "***" в соответствии с распоряжением N *** от 16.09.2015 выявлены нарушения несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: отсутствует контроль за персоналом медицинского центра по вопросу дезинфекции отходов класса "Б" (в кабинете гинеколога выявлено неполное погружение изделий медицинского назначения - зеркал в дезинфицирующее средство, в кабинете ультразвуковой диагностике не осуществляется дезинфекция отходов класса "Б" - одноразовых простыней, не полное погружение использованных одноразовых шприцев в кабинете забора крови), в представленной схеме сбора и утилизации отходов не представлен: количественный состав, образующихся медицинских отходов, расчетная потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, не указаны применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов, порядок действия персонала при нарушении целостности упаковки, организация гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами.
Действия ООО "***" правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами. Так как обществом допущены нарушения именно в сфере обращения с отходами, выразившиеся в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований по обращению с отходами, предусмотренных СанПиН 2.1.7.2790-10, СП 3.5.1378-03 и СанПиН 2.1.3.2630-10, в этой связи отклоняю доводы защиты о квалификации действий общества по ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "***" подтверждена: распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 16 сентября 2015 года N *** ; распоряжением о продлении срока проведении плановой выездной проверки от 14 октября 2015 года N ***, актом проверки от 27 октября 2015 года N *** ; протоколом об административном правонарушении от 27 октября 2015 года, фотоматериалом, иными письменными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
То обстоятельство, что ООО "***" обновлены и утверждены инструкции и схема обращения с медицинскими отходами, закуплено необходимое оборудование для дезинфекции отходов класса "Б", не освобождает ООО "***" при осуществлении медицинской деятельности от обязанности знать и соблюдать нормы действующего законодательства, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Согласно акта проверки от 27 октября 2015 года N ***, в представленной обществом схеме сбора и утилизации отходов не представлен: количественный состав, образующихся медицинских отходов, расчетная потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, не указаны применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов, порядок действия персонала при нарушении целостности упаковки, организация гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами.
Таким образом, ООО "***" в нарушение требований ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ не было принято всех зависящих мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Довод жалобы о том, что из дела не следует причинно-следственной связи между допущенными нарушениями и угрозой жизни и здоровью людей, окружающей среды, безопасности государства, и т.п, откланяется. В данном случае пренебрежительное отношение ООО "***" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующим порядок соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, влечет непосредственную угрозу причинения жизни и здоровью людей.
Доводы жалобы о том, что проверка, выявившая вменяемое обществу правонарушение, была проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, так как распоряжение о ее проведении было вручено обществу за сутки до ее начала; проверка длилась свыше 50 часов, откланяются как несостоятельные.
Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Частью 5 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
Сроки формирования и процедура согласования ежегодного плана регламентированы частями 6-6.4 статьи 9 названного Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 указанной статьи Федерального закона Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Как видно из распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 16 сентября 2015 года N *** настоящая проверка проведена с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей согласно утвержденного плана мероприятий по контролю на 2015 год (л.д. 24, том II ).
Данное распоряжение получено обществом 17 сентября 2015 года (л.д. 28, том II ).
14 октября 2015 года вынесено распоряжение о продлении срока проведения плановой выездной проверки за N ***, которое получено обществом в тот-же день (л.д. 60, том II ).
Как видно из акта проверки от 27 октября 2015 года N *** проверка начата 23 сентября 2015 года, ее общая продолжительность составила: 5 дней/23 час. 20 мин. (23 сентября 2015 года по 23 сентября 2015 года, продолжительностью с 10 час. до 17 час, 01 октября 2015 года по 01 октября 2015 года, продолжительностью с 10 час. до 17 час. 10 мин, 07 октября 2015 года по 07 октября 2015 года, продолжительностью с 10 час. 25 мин. до 13 час. 20 мин, 12 октября 2015 года по 12 октября 2015 года, продолжительностью с 12 час. 10 мин. до 17 час. 10 мин.).
Данный акт вручен обществу 27 октября 2015 года (л.д. 8-19, том II ).
Таким образом, т ребования ч. 12 ст. 9, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294 административным органом соблюдены. ООО "***" в предусмотренный законом срок было уведомлено о начале проведения плановой выездной проверки; плановая проверка проведена с соблюдением сроков и времени ее проведения; по итогам проверки был составлен акт, в котором указаны все необходимые сведения, в том числе дата, время, продолжительность и место проведения проверки; акт проверки своевременно вручен защитнику ООО "***".
Довод жалобы о том, что нормы 4.19, 6.2 и 6.4 СанПиН 2.1.7.2790-10 разрешают не проводить обеззараживание (обезвреживание) медицинских отходов класса "Б" в местах их образования и допускают временное хранение и накопление отходов класса "Б" в емкостях, размещенных в подсобных помещениях не более 24 час, не свидетельствует об отсутствии нарушения. Отходы класса "Б" были выявлены не в подсобных посещениях, как трактует общество, а в кабинете гинеколога и кабинете забора крови, то есть в медицинских кабинетах. В этой связи названные положения СанПиН 2.1.7.2790-10 не применимы.
Постановление о привлечении ООО "***" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ предусматривающей возможность замены назначенного Обществу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, также не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ : а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
По сведениям Федеральной налоговой службы, размещенным в сети "Интернет" на сайте www. rmsp.nalog.ru, ООО "***" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО "***" административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В данном случае, как указывалось выше, угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании обществом требований в области охраны окружающей среды.
Назначенное ООО "***" административное наказание, которое снижено судьей районного суда до 75 000 рублей согласуется с его предупредительными целями ( ст. 3.1 КоАП РФ ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, а также принцип презумпции невиновности, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление N *** главного государственного санитарного врача по ВАО г. Москвы от 24 ноября 2015 года, решение заместителя главного государственного санитарного врача по г. Москве от 11 декабря 2015 года, решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "***" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "***" *** - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.